Пасха: история и традиции

Времена года

Слово “Пасха” в переводе с еврейского значит “прехождение, избавление”. Светлое Воскресение Христово называется Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви – “Праздников праздник и Торжество из торжеств”. Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа – основа христианской веры и поэтому богослужение на Пасху отличается величием и особой торжественностью.

19 июня 325 года I Вселенский собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан. Даты празднования Пасхи и переходящих праздников определяются пасхалией – специальной системой расчета. Вычисляются даты по Юлианскому календарю. По этому календарю (по ст. ст.) Пасха празднуется в пределах между 22 марта и 25 апреля.

Когда празднуется православная Пасха

Пасха высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего вслед за днем весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

В приведенной ниже Пасхалии (2019-2030 гг.) даты указаны по Григорианскому календарю. По этому календарю (по нов. ст.) Пасха празднуется в пределах между 4 апреля и 8 мая.

Пасхалия с 2019 по 2030 год

ГодНачало триодиПрощеное воскресеньеВербное воскресеньеПасхаВознесение ГосподнеТроицаПетров пост
201917 февраля10 марта21 апреля28 апреля6 июня16 июня18 дней
20209 февраля1 марта12 апреля19 апреля28 мая7 июня 27 дней
202121 февраля14 марта25 апреля2 мая10 июня20 июня 14 дней
202213 февраля6 марта17 апреля24 апреля2 июня12 июня22 дня
20235 февраля26 февраля9 апреля16 апреля25 мая4 июня30 дней
202425 февраля17 марта28 апреля5 мая13 июня23 июня11 дней
20259 февраля2 марта13 апреля20 апреля29 мая8 июня26 дней
20261 февраля22 февраля5 апреля12 апреля21 мая31 мая34 дня
202721 февраля14 марта25 апреля2 мая10 июня20 июня14 дней
20286 февраля27 февраля9 апреля16 апреля25 мая4 июня30 дней
202928 февраля18 февраля1 апреля8 апреля17 мая27 мая38 дней
203017 февраля10 марта21 апреля28 апреля6 июля16 июня18 дней

Исторически Пасха – самый первый христианский праздник, берущий свое начало с апостольских времен. Поэтому даты всех церковных праздников зависят от даты Пасхи. Например, если отнять от даты Пасхи семь недель, то получим день, с которого начинается Великий пост. Если отнимем восемь недель, то понедельник восьмой недели будет днем начала Масленой недели (Масленицы).

История праздника

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»(1 Кор. 15: 13-14).

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни.

В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст.

«Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24: 4-5).

Свое название день Воскресения Иисуса Христа получил от еврейского праздника Пасхи, посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Заимствование названия иудейского праздника объясняется тем, что все трагические события земной жизни Иисуса Христа произошли перед еврейской Пасхой, а Его Воскресение – в ночь на Пacxy.

Пасха – “Праздников Праздник и Торжество из торжеств” и “царь дней”

В честь праздника Пасхи – самое торжественное и самое красивое богослужение. Празднество состоит из пасхальной полунощницы, ночного крестного хода вокруг храма с зажженными свечами и пением хора, радостной светлой утрени и пасхальной литургии.

Полунощница и крестный ход

Около десяти часов вечера в субботу в храме начинают чтение “Деяний святых апостолов“. В 23.00 или в 23.30 священники начинают служить пасхальную полунощницу. Она проводится в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносят из середины храма в алтарь плащаницу, которая остается там до Вознесения.

Крестный ход (Пасхальный ход)
Крестный ход (Пасхальный ход). Фрагмент картины
И. М. Прянишников, 1893

В полночь раздается колокольный звон (благовест), одновременно зажигаются все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходят из алтаря и вместе со всеми присутствующими в храме поют стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити». Затем под колокольный звон начинается крестный ход вокруг церкви.

Во время крестного хода певчие поют стихиру: “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити!”.

Заутреня и праздничная литургия

Затем открываются Царские врата, что символизирует открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начинается заутреня. Во время утрени во всех храмах вот уже более полутора тысяч лет священники зачитывают “Слово огласительное на Святую Пасху“.

Пасхальная заутреня
Пасхальная заутреня в Малороссии. Фрагмент картины
Н. К. Пимоненко, 1891

После заутрени начинается праздничная литургия, в конце которой освещается артос – специальный хлеб с изображением креста и тернового венца. Нарядное убранство храма и множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников и запах ладана, радостные перезвоны колоколов и праздничные песнопения, торжественный крестный ход и возгласы «Христос воскресе!» – все это вызывает у верующих людей радость и ощущение причастности к чуду.

Ночная служба заканчивается в 3-4 часа ночи. После нее прихожане поздравляют друг друга со светлым праздником, трижды целуются и произносят слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и обмениваются яйцами, окрашенными в красный цвет. После службы начинается разговение.

Когда освещают куличи, творожные пасхи и пасхальные яйца

Готовиться к встрече Пасхи верующие начинают с Великого четверга. На Страстной седмице, за три дня до Пасхи, пекут куличи; делают творожные пасхи; красят пасхальные яйца.

Светлая Пасха
Светлая Пасха. Фрагмент картины
Е. С. Нетреба, Р. Ж. Саржанов, 2016

В Великую субботу, с самого утра и до вечера идут люди в церковь. Идут для того, чтобы осветить куличи, пасхи и яйца. Людей в храме всегда много. И места, на приготовленных внутри храма столах, не хватает. Поэтому во дворе ставят дополнительные столы. Именно на них верующие выставляют куличи с воткнутыми в них горящими свечами. А какие красивые творожные пасхи и яйца украшают этот стол! Яйца крашены луковой шелухой, обклеены наклейками, бисером, разрисованы красками, украшены золотыми буквами “ХВ”.

Мало того, многие прихожане составляют целые композиции. Для их создания они используют куличи, пасхи и яйца. Все это укладывают в специальные круглые формы – пасхальницы. В центре такой формы кулич, а по краям – углубления для яиц.

Вдоль столов проходит священник, а за ним пономарь несет большую чашу со святой водой. Священник с молитвой кропит святой водой куличи, пасхи и яйца. В это же время прихожане складывают свои пожертвования в большую корзину, которую несут за пономарем. На Светлой седмице священнослужители будут раздавать эти пожертвования прихожанам; повезут их в больницы и тюрьмы. Таким образом они поздравят с Пасхой тяжелобольных и заключенных. Люди идут на освещение в течение всего дня. Через какой-то промежуток времени священники сменяют друг друга. В семь вечера освящение прекращается, потому что пора готовиться к долгой ночной службе.

Подготовившись к празднику, верующие в субботу вечером спешили в храм. Глав­ным событием, кульминацией празднества было торжественное богослужение. Пропустить пасхальную службу считалось недопустимым грехом и грозило большими неприятностями и неудачами во всех начинаниях.

Разговение после Великого поста

В небольших приходах прихожане разговляются вместе с клириками в церковных трапезных. В больших приходах, конечно, нет возможности разместить несколько тысяч человек. Поэтому чай и яйца раздают на улице возле храма. Все христосуются, обмениваются пасхальными яйцами. Затем расходятся по домам.

Пасхальный натюрморт
Пасхальный натюрморт. Фрагмент картины
С. Ю. Жуковский, 1915

Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. Ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста, и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. По традиции, начинали трапезу с пасхального яйца. Затем съедали по куску кулича и по ложке пасхи.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога.

После длительного поста есть скоромное нужно очень осторожно. Как правило, разговение ограничивают куском кулича, куском пасхи и яйцом. Запивают бокалом красного вина или глинтвейна. А то и просто чашкой горячего молока или травяного чая.

Кроме обязательных кулича, пасхи и яиц готовятся и мясные блюда. Такие как: домашняя ветчина, окорок или буженина; запеченная курица, гусь или утка; бараний бок или телячьи отбивные; молоко, сметана, масло. Из напитков бывает не только вино, но и более крепкие напитки. А к чаю подают сдобную выпечку.

Святая Пасха в народной традиции

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. И это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и языческим представлениями о весеннем пробуждении природы после зимнего сна и гибели старого и начале нового времени.

Каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой наводили порядок в доме и на улице, т. е. мыли полы, потолки, стены, окна, лавки, белили печи и обновляли киот; ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы и убирали мусор, оставшийся после зимы.

Если позволял достаток, шили новую одежду для всех членов семьи и обязательно мылись в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

Поверья о бесах, чертях и ведьмах

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхальной недели.

Крестьяне также верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Поверья об исполнении желаний

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Верили, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Например, если человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в Пасху станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове.

Все девичьи пасхальные приметы только об одном: если девушка ушибет ло­коть, значит, ее вспомнил милый; если в щи упал таракан или муха – к свида­нию; губа чешется – к поцелуям; чешется бровь – кланяться с милым. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время.

Картежники, по поверью, могли просить у Бога постоянного везения в картах. Для этого надо было взять с собой в церковь туз пик (“винный туз”) и, когда священник первый раз произнесет «Христос воскресе!», ответить «Карты здеся!», во второй раз – “Хлюст здеся!”, в третийi – “Тузы здеся!”. Удача не покинет святотатца до тех пор, пока он не раскается в содеянном. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдет во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадется на краже.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, скорбящие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

Солнце на Пасху играет

Ввиду того, что исчисление Пасхи связано с астрономическими условиями каждого года, нельзя считать народные приметы безосновательными. Крестьяне полагали, что на Пасху вся природа ликует, а солнце от великой радости «играет».

Многие старались не пропустить такие минуты. Перед самой зарей забирались на колокольни, крыши, разные пригорки и возвышенности, что­бы встретить солнце, а с ним и новый день, чтобы в лучах восходящего светила еще раз прочувствовать и осознать величие события – Воскресения Христова.

По мнению крестьян, появление солнца на чистом небе и его «играние» пас­хальным утром предвещало хорошее лето, обильный урожай и счастливые свадь­бы. При первых лучах солнца принято было умываться «с золота, серебра или красного яйца» (т. е. лить воду на золотую или серебряную монету, какую-либо вещь из серебра (золота) или на крашеное яйцо и стекавшей с них водой умывать лицо). Бедные надеялись разбогатеть, старые – помолодеть, молодые – стать красивее и привлекательнее.

В народе убеждены, что солнце “играет” пять раз в году.

  • Первый раз – на Рождество (7 января);
  • Второй раз – на Крещение (19 января);
  • Третий раз – на Благовещение (7 апреля);
  • Четвертый раз – на Пасху;
  • Пятый раз – на Иоанна Крестителя (7 июля): Иван Купала.

Кстати, некоторые считают, что солнце “играет” еще и на Петров день – 12 июля. Все даты указаны по новому стилю (т. е. по Григорианскому календарю).

Пасха в СССР

В настоящее время все говорят о том, что празднование Пасхи запрещалось в Советское время. Мне за всех не ответить. Я просто расскажу вам о том, как это было в нашей семье.

Вот говорят, что куличей в магазинах не было. Да, были кексы весенние. Но для них готовилась обмазка и присыпка. А у нас в доме всегда были куличи. Я знала, что их пекла для всех какая-то женщина с маминой работы. А потом и мама научилась печь куличи. Какой запах стоял в доме!

Яйца красили луковой шелухой, свекольным и морковным соком. Сейчас многие говорят об этом, как чуть ли не об ущемлении прав верующих в России. Глупости какие! Я, например, не признаю нынешнего полиэтилена даже с очень красивыми картинками. Луковая шелуха – самая экологичная краска. И с ее помощью можно, если захочешь, получить разные оттенки. Но мне нравятся красноватые.

Утром в этот день мама всегда готовила творог с изюмом. Творог был не из магазина. К Пасхе покупали творог, сметану и масло у знакомых, которые держали корову. К тому времени, как мы просыпались, на плите уже стояла кастрюля с готовым гуляшом. Как только мама все успевала?

Однажды на Пасху

Когда я уже училась в институте, то была однажды на пасхальной полунощнице. Видела ночной крестный ход вокруг храма. Пение хора меня просто потрясло. Должна заметить, что выстоять службу очень непросто неподготовленному человеку. Бабушки с узелками в руках присаживались вдоль ограды. К ним спешили люди в белых халатах. У церкви дежурила “скорая помощь”.

Когда собиралась в церковь, мама предусмотрительно предупредила меня: “Смотреть-смотри, но не лезь куда не надо”. Я пожала плечами, но сделала все как надо: я просто наблюдала. Мама, как всегда, оказалась права.

Через две недели, на семинаре по научному коммунизму, преподаватель с возмущением нам рассказала, что двое студентов участвовали в крестном ходе. Оказалось, что они верующие. Ребят не допустили к экзамену по научному коммунизму, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Парней я не знала – они учились на другом факультете. Их было искренне жаль. Вот такие нахлынули воспоминания…

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (Светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

Источники:

  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с.
  2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил.
  3. Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия).
Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий