Осока (Carex) на РДВ

У каждого цветка свой аромат

Род Осока (Carex) семейства Осоковые (Cyperaceae) в настоящее время на территории Дальнего Востока России насчитывает около 400 видов. Семейство Осоковые включает около 100 родов и 4000 видов. Осока – древнее название рода, связанное с острым, режущим краем листьев этих растений. Произошло, как считают, от слова “сечь”. Другие русские названия растений рода – резун, острец и т. д. Лат. название рода Carex – старое латинское название осоки.

Не секрет, что особенность флоры региона оказывает влияние на повседневную жизнь человека. В жизни коренных народов Приамурья важное значение имели собирательство готовых даров природы и переработка растительного сырья. Дикорастущие растения давали пищу богатую белками и витаминами, лекарства, красители, дубильные вещества, материал для пошива одежды, изготовления построек, средств передвижения, орудий труда и утвари. При чём здесь осока?

Растения рода Осока неприхотливы. Распространены по всему земному шару, т. е. встречаются во всех климатических зонах. Имеют большое значение в природе: выполняют важную роль в биосфере как аккумуляторы пресной воды; участвуют в формировании растительного покрова; являются основным торфообразователем. Болота и берега водоёмов с зарослями осоки служат не только местами обитания и убежищами, но и кормовыми угодьями для многих животных и водоплавающих птиц.

Осока Августиновича
Осока Августиновича
© Фото: П. С. Шеенко на сайте “Плантариум”
Осока вздутоносая
О. вздутоносая (C. rhynchophysa)
© Фото: Н. Ф. Володина на сайте “Плантариум”
Осока волосистая
Осока волосистая (Carex pilosa)
© Фото: Н. Ф. Володина на сайте “Плантариум”

Трудно себе представить, что растение, которое нам теперь кажется бесполезным, когда-то многими коренными народами Приамурья широко использовалось в быту. Употребление осоки в повседневной жизни – свидетельство приспособленности быта коренных малочисленных народов Севера к местным природным условиям.

Осока – пищевой продукт

Осоковые употребляли в пищу коренные малочисленные народы Севера, к примеру, коряки, нанайцы и юкагиры. Корякские женщины извлекали съедобные корни из нор красноспинных мышей полёвок (раскапывали мотыгами). Мыши, оказывается, при закладке корней на зиму очищают их от земли и укладывают рядами в подземных ходах. Ели в сыром и варёном виде. Юкагирские женщины съедобные коренья осоки тоже извлекали из запасов полевых мышей (В. А. Туголуков). Корни промывали в тёплой воде, толкли вместе со свежей селёдочной икрой и пекли блины-“барабаны”.

Как подразделяли осоку

Удэгейцы и орочи осоковые растения называли хаикта и паякта и различали по характеру стебля два вида: толстые и тонкие. Толстостебельную осоку называли вокто угокта, а тонкую в зависимости от цвета подразделяли на три подвида: вокто тагани (рыжая); сулаи гайтани (красная), похожая на цвет шерсти лисы; наму гайтани (зеленоватая, схожая с цветом морской воды). Такая “растительная шерсть” быстро высыхает и не ломается при сгибе. Укладывали длинным пучком от пятки вдоль всей ступни. В октябре женщины заготавливали на зиму от 10 до 20 снопов сухой травы.

Где в быту осока находила применение

Применение осоки вместо стелек и для обёртывания ступни ног было характерно также для айнов, нанайцев, кетов, селькупов, ненцев, эвенков, хантов, манси, охотников хакасов и др. Сухая осока обладала свойствами удалять запах пота ног и предохранять их от ушибов; не создавать шума во время передвижения, что было важно для охотника и рыболова. Более того, маньчжуры считали осоку в числе трёх благ (два других – соболь и женьшень), дарованных небом их родине.

Удэгейцы и нанайцы сухими волокнами осоки набивали тканевые подушки, матрасы и одеяла. Осоковые служили также материалом для плетения. Айны юрты строили из коры и досок, снаружи и сверху прикрывали тростником или осокой. Временные посёлки нанайцев состояли из каркасных жилищ с настилами из сухой осоки.

В начале ХХ в. нанайцы, удэгейцы, орочи и айны из осоки плели пояса, фитили для добывания огня, верёвки, циновки, решётки на окна, куклы для игр и культовые предметы. В дождливую погоду айны пользовались оригинальным плащом, изготовленным из осоки или тонкого тростника. У тунгусо-маньчжуров и нивхов широко известны плетёные сумки. Нивхи изготовляли верёвки, уйльта (ороки) – петли на птиц. Маньчжуры в древности мастерили из осоки знамёна для военных маршей.

Уйльта (ороки) и нивхи Сахалина из листьев осоки, обитающей по морскому побережью, изготавливали музыкальные инструменты канга (древний тип варгана).

Применение осоки в народной медицине

В официальной медицине используется только осока коротконосиковая (Carex brevicollis), или осока парвская, как сырьё для получения алкалоида бревиколлина, который применяется в акушерско-гинекологической практике для стимуляции родовой деятельности и при маточных кровотечениях после родов и абортов.

Род Осока до сих пор плохо изучен. Тем не менее о применении некоторых видов осок в народной медицине известно. Нивхи, к примеру, кожные заболевания успешно излечивали отваром из корня осоки киусь. При головной боли уйльта (ороки) вешали на волосы пучок осоки. У айнов изображению змеи из осоки приписывалось магическое воздействие на зрителей. Нивхи пучок крупноголовой осоки подвешивали при гриппе на косяк двери, чтобы отпугнуть духа болезни.

Во время эпидемий гриппа люди уходили на карантин из стойбищ и отсиживались во временных посёлках, построенных из осоки. Врач А. Васильев для принятия мер по борьбе с эпидемиями в 1869 г. был направлен на о. Сахалин. Он и обнаружил, что коренное население не болело грибковыми заболеваниями ног (Стельки из осоки!).

Осока – священное растение

Кочковатое болото, на котором росли осока и ягоды, у многих народов считалось священным местом. Не только играть, даже ходить детям в таких местах не разрешалось. Нанайцы и удэгейцы из сухой травы осоки изготовляли севохи – вместилища для болезнетворных злых духов – осока оберегала жизнь и здоровье.

Во время неудачной рыбалки нанайцы мастерили из сухой осоки божка дяога. Сначала его хорошо угощали, а потом избивали палками и выбрасывали. Так наказывали божка за то, что тот будто бы мешал ловить рыбу, поднимал грузила у неводов и выпускал весь улов. Ительмены в честь бога Дустехтич ставили на ровных местах столб, обвязанный осокой. Проходя мимо такого столба, всегда бросали кусочки пищи в жертву, рядом не собирали ягоды и не убивали ни зверя, ни птицу.

Сахалинские айны во время медвежьего праздника для медведя изготовляли пояс из осоки и привязывали к нему угольки (символ огня) и дорожную пищу: травяные мешочки с ягодой и съедобными кореньями. Удэгейцы, когда тигр убивал человека, согласно обычному праву, должны были кровно отомстить ему. Если зверя выследить не удавалось, протыкали копьём чучело из осоки; этим ритуалом месть завершалась.

Источники:

  1. Сосудистые растения советского Дальнего Востока. Том 3 / Отв. ред. С. С. Харкевич. Л.: Наука, 1988. – 421 с.
  2. Подмаскин, Владимир Викторович. Народные знания в традиционной культуре тунгусо-маньчжуров и нивхов Нижнего Амура и Сахалина : Середина XIX-XX в. : автореферат дис. … доктора исторических наук : 07.00.07 / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ДВО РАН. – Владивосток, 2002. – 45 с.
Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий