Сороки (Сорок святых, сорок мучельников)

Времена года

Сороки (Сорок святых, сорок мучельников) – народное название дня памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Православной церковью отмечается (9 марта / 22 марта (ст. ст. / нов. ст.). Праздник сорока мучеников Севастийских – единственный большой непереходящий праздник, который всегда приходится на время Великого поста.

Русские крестьяне связывали день памяти сорока мучеников с пробуждением природы от зимнего сна. Сороки – вторая встреча весны (первая – на Сретение). С незапамятных времен на Руси в день Сорока мучеников пекут из хлебного теста жаворонки. Затейливые хозяйки пекут их с особенными вычурами и завитками – залюбуешься. С жаворонками ходили кликать весну.

Со́роки – слово, безусловно, произведено от количества христиан, замученных на Севастийском озере; страдания и гибель во имя веры всегда очень близко к сердцу принимали на Руси.

День памяти сорока мучеников. Краткая история

По христианской легенде в 320 г. соправитель византийского императора Константина Ликий потребовал от 40 воинов-христиан, служивших в г. Севастии, отречься от своей веры. Воины отказались. Тогда Ликий приказал поставить их обнаженными на лед Севастийского озера. Он надеялся, что воины не выдержат мучений и отрекутся от христианства. И какой-то воин не выдержал, выбежал на берег, но тут же упал замертво.

В это время лед в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Увидев чудо, один из стражников, охранявших воинов, уверовал во Христа, вышел на лед и присоединился к христианам. На следующее утро тела всех мучеников, скончавшихся от холода, были сожжены. Братья по вере собрали их останки и благоговейно погребли.

День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин. К слову сказать, Днем православных женщин считается День жен-мироносиц, который приходится на второе воскресенье после Пасхи.

Триптих: Сорок мучеников Севастийских. Венчание Христово на мученический подвиг. Избранные святые воины

На центральной пластинке триптиха изображены сорок мучеников на Севастийском озере. Вверху Христос в ореоле, который поддерживают ангелы, по три с каждой стороны. По фону процарапана греческая надпись: οἵ ἅγιοι τεσαράϰοντα. На боковых створках святые воины в рост, попарно в два ряда на каждой: слева вверху — Георгий и Феодор Тирон, внизу — Димитрий и Меркурий; справа вверху — Евстафий и Евстратий, внизу — Феодор Стратилат и Прокопий. Около каждого — его имя. На щитах Димитрия и Прокопия и ножнах меча Феодора Стратилата имитация арабских надписей. Серебряная оправа и раскраска (золотые звезды по синему фону) позднейшие. На обороте боковых створок — исполненный гравировкой четырехконечный крест с розетками на перекрестии и на концах.

По мнению некоторых ученых, триптих исполнен в XIV в. Однако характер начертания арабских надписей не позволяет его датировать позднее XI в. Поступил в 1928 г. из собрания П. П. Шувалова.

Сороки. Сорок сороков. Сорок мучельников

Считалось, что в этот день в мир приходит тепло, т. е. “зима кончается – весна начинается”. С наступлением тепла прилетают стаи птиц во главе с жаворонком или куликом. Они приносят на своих крыльях весну:

  • На сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
  • Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.
  • На сорок мучеников – прилет жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков.
  • На сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается.

Число 40 – особенное для русского человека

Можно даже сказать, что магическое. Ведь числа в сказаниях, сказках и любых др. поэтических произведениях означают не только количество, они также наделены определенным качеством; т. е. числа являются элементами особого числового кода, с помощью которого описывается мир, человек и природа. С помощью чисел мир упорядочивается.

Древние восточные и античные философы говорили: «Числа управляют миром». В русской народной философии число 40 занимает особое место; даже с точки зрения словотворчества оно представляет собой исключение. Легко понять как составлены числа двадцатъ, тридцатъ, пятъдесят и т. д., но почему число сорок не вписывается в эту систему? Почему не “четыредцать“? Откуда взялось число сорок, обозначающее четыре десятка?

Изучив значения числа сорок в фольклорных текстах и традиционных обрядах, а также в верованиях и суевериях, ученые пришли к интересному выводу: 40 – число предельное и означает оно «множество».

К примеру, «говорить или повторять сорок раз»; сорок сороков церквей; сорок сороков черных соболей (древний богатый свадебный подарок); сорокапудовая палица Ильи Муромца; сорок разбойников; бочка «сороковочка»; сороконожка (много ног); поверье охотников о том, что сороковой медведь – последний, больше нельзя убивать. Кстати, на том же поверье построена и повесть Б. А. Лавренева «Сорок первый».

Числом 40 характеризуется срок, необходимый для возникновения новой формы или состояния: 40 дней необходимо для разделения души и тела и 40 недель вынашивают ребенка. Число «сорок» в день Сорока мучеников является смысло- и формообразующим, отправным понятием, вокруг которого собираются и создаются поговорки, приметы, обрядовые тексты.

Кликанья весны

В Сороки полагалось делать печенье в виде птичек. В нашей семье их называли жаворонками, хотя подобную выпечку называют еще:

  • птюшки,
  • кулики,
  • чувильки,
  • чибрики,
  • ластовки,
  • снегирьки,
  • воробушки,
  • тетерки.

Более того, этот обычай породил и разнообразный фольклор – заклички птиц и весны, хуление мороза и зимы, пожелания урожая и благополучия. Заклички в разных местах отличались друг от друга, хотя одновременно были и похожи. Вот, например, текст, записанный на Смоленщине:

Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай
На синё море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!

Дети калужских деревень на Сороки влезали с «птушками» на повети, на крыши сараев, овинов и там их оставляли; сажали птичек на деревья – яблони, ракиты, дубы и рябины, на плетни в садах.

Часть жаворонков относили на холмы и пригорки, клали на землю, на проталинки. Оставшихся птичек обычно съедали, а их головки скармливали скотине.

Закликание мороза

Ко дню Сорока мучеников был приурочен обряд «закликания мороза» – часто почти повторение того, что делалось на Святки. Хозяйки выпекали из ржаной или овсяной муки 40 шариков и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, обращаясь к морозу:

Мороз, Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру-поздорову!

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальние края и не будет мешать крестьянам в их весенних работах. Когда говорили “Сороки святые – колобаны золотые”, имели в виду этот обычай. Кстати, по числу выброшенных и оставшихся «колобанов» определяли, сколько утренников уже минуло, а сколько еще ожидать.

Подробнее о закличках в разных уголках России можно прочитать в указанных в конце статьи источниках.

Почему именно жаворонки?

Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды – Христу.

Найдено на просторах Интернета. Первоисточник мне неизвестен.

Народные приметы на Сороки

По погоде этого дня определяли характер весны и лета, строили прогнозы относительно урожая на некоторые сельскохозяйственные культуры и определя­ли время посева.

  • Какова погода в этот день – такова она будет еще сорок дней: если мороз – сорок морозов, если дождь – ждут сорока дождей.
  • Если все сорок утренников пройдут подряд, быть всему лету красному, ведренному, для уборки всякого хлеба сподручному.
  • Пропусти сорок морозов после Сорока мучеников, сей гречу.
  • Если в день Сорока мучеников тает так, что вол может досыта напиться, то будет хорошая весна.

Весь период ранней весны велось наблюдение за прилетом и поведением птиц. День Сорока мучеников не был исключением: птицы, вестники весны, многое могли поведать наблюдательным крестьянам. Например:

  • Если в день Сорока мучеников покажутся жаворонки, то ожидают урожая проса (тамбов.).
  • На Сороки синица запела — тепло ворожит (забайкал.).

Жаворонки. Как приготовить печенье в виде птичек

Сороки. Как испечь печенье в виде птичек в пост

Напомню, что Сороки всегда приходятся на дни Великого Поста, а жаворонки пекут из хлебного теста. В этот день разрешено добавлять в пищу растительное масло. Если следовать этим правилам, то для приготовления теста нам понадобятся следующие ингредиенты.

Ингредиенты

  • Мука в/с – 5 стаканов (250 мл)
  • Вода – 0,5 л
  • Дрожжи – 11 г (маленькая пачка сухих дрожжей)
  • Масло подсолнечное – 2 ст. л.
  • Сахар – 2 ст. л.
  • Соль – 0,5 ч. л.
  • Изюм без косточек

Тесто должно быть “крутым”, примерно таким как замешиваете на пельмени.

Для смазки “птичек” понадобится крепкий сладкий чай. Лучше заваривать листовой (1 ст. л. на 0,5 стакана кипятка). Если нет – сойдут и пакетики (2-3 пакетика на 0,5 стакана кипятка). Сахар в чай добавьте по вкусу. Я положила 1 ст. л. без горки.

Глаза сделайте из изюма. Крупный изюм можно разрезать на части.

Рецепт беспроигрышный – и жаворонки, и кулики, и колобаные золотые!

1 Просейте 4 стакана муки в/с без горки через сито в глубокую чашку. Высыпьте сухие дрожжи в муку и хорошо перемешайте. Муку перед замесом просеивают для того, чтобы тесто обогатилось кислородом и стало пышным и легким.
2 Налейте 0,5 л воды комнатной температуры в бо́льшую емкость, чтобы добавить в воду сахар и соль. Размешайте соль и сахар в воде до полного растворения. Вылейте раствор и 2 ст. л. подсолнечного масла в муку. Хорошо перемешайте ложкой.
3 Вмесите пятый стакан муки в тесто. Замес лучше вести следующим образом. Левой рукой подсыпайте небольшими порциями муку через сито, правой – тщательно вымешивайте тесто.
! Тесто должно быть крутым и после замеса не должно прилипать к рукам! Если потребуется, добавьте еще 1 ст. л. муки. Накройте чашку чистым полотенцем и оставьте на брожение.
4 Первую обминку теста сделайте через час, вторую – через час после первой и сразу начинайте формировать “птичек”. Тесто нарежьте на брусочки и раскатайте из них жгуты. Жгут завяжите узлом. Из одного конца жгута вылепите головку с клювом; хвост примните пальцами и надрежьте ножом – получите перышки. В последнюю очередь – глаза-изюминки.

“Жаворонков” усаживайте на смазанный подсолнечным маслом противень на расстоянии, т. к. после 15 мин. расстойки “птички” увеличатся в объеме. После расстойки смажьте поверхность “птичек” крепким чаем с сахаром. Выпекайте при t 180-200 °С, учитывая особенности вашей духовки.

Уважаемые мамы и папы!

Делайте “жаворонков” вместе с детьми! Кстати форму птичек можно придумать и самим. А совсем маленькие могут катать колобки (помните про колобаны золотые?). Выучите с детьми закличку, можно самую простую, к примеру “Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!” и покормите птиц!

У нас уже внуки, но я хорошо помню как мы с мамой лепили на Сороки жаворонков. Этот необычный день рождения я не забуду никогда, а как в другие годы выглядели торты и конфеты в этот день я не помню. Попробуйте удивить своих детей!

Источники:

  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с.
  2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил.
  3. Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия).
  4. Сорок мучеников Севастийских. Венчание Христово на мученический подвиг. Избранные святые воины. Триптих; Византия. Константинополь; XII в. – православные мастерские «Русская Икона» (ruicon.ru)
Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий