Посты. Пост да молитва небо отворяют

Времена года

Посты вошли в жизнь православного человека вместе с принятием христианства. Они были установлены в память о важнейших событиях евангельской истории и играли важную роль. Пост – время строгого воздержания, усиленной молитвы и покаяния, время духовного совершенствования. Посты уравновешивают людскую жизнь, без них трудно оценить величие и достоинство православных праздников.

В русском церковно-народном календаре постам отведена значи­тельная часть года, в общей сложности около 200 дней. Они после­довательно чередуются с праздниками, днями и неделями мясоеда, с «пестрыми» неделями и полупостами. Главными являются многодневные посты: Великий пост, Петров пост, Успенский и Рождественский.

Посты предполагают жесткую размеренность трудовых будней, скромность и простоту одежды, ритуальную строгость молитвенного благочестия, обязательное воздержание и ограничение в пище, отказ от разных утех, запрет на громкий смех и пение веселых, шуточных песен.

Пост да молитва небо отворяют
Душа чистая. Начало XIX в. Лубок
Источник: bibliotekar.ru

Ученые считают, что слово “пост” произошло от “пуст”, “пустой”, т. е. это время, освобожденное, “свободное”, очищенное от ско­ромной пищи и развлечений, от телесных, сексуальных наслаждений.

Это время, когда в христианине духовно-нравственные стремления преобладают над чувственными. В такие периоды человек особенно серьезно задумывается о спасении души, о покаянии за вольные и невольные грехи.

Огромную роль в укреплении постов сыграло монашество. Пост­ничество стало одним из непременных монашеских обетов и строго соблюдалось, пост и бдение считались высокими подвигами духа.

Что касается обычных православных людей, то посты являлись, без сомнения, важнейшими регуляторами их жизни, в том числе поведения и питания. К тому же посты должны были соблюдать все православные люди начиная с семилетнего возраста.

Как распределялись посты в течение года

Многодневные посты

Великий пост приходится на весеннее время года и длится семь недель – заканчивается ко дню Пасхи. Он состоит из св. Четырехдесятницы, установленной в память о сорокадневном молитвенном посте Иисуса Христа в пустыне, и Страстной седмицы (Страстной недели), посвященной воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Петров пост (Апостольский пост, Петровки, Петрово говение) был установлен в честь св. апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для проповеди евангельского учения. Пост начинается через неделю после дня св. Троицы и длится до Петрова дня. Продолжительность Петрова поста зависела от дня празднования Пасхи и могла быть от восьми дней до шести недель.

Успенский пост (Госпожинки, Оспожинки, Спожинки) был принят в память о Божьей Матери, проводившей свою жизнь в посте и молитвах. Пост начинается 1 августа (ст. ст.) / 14 августа (нов. ст.), а завершается 14 августа (ст. ст.) / 27 августа (нов. ст.), перед днем Успения Пресвятой Богородицы.

Рождественский пост (Филипповский, Филиппов, Филипповки, Четырехдесятница) начинается после дня св. апостола Филиппа (14 ноября (ст. ст.) / 27 ноября (нов. ст.)) и длится сорок дней до Рождества Христова.

Однодневные посты

Однодневные посты налагались в Рождественский сочельник (24 декабря (ст. ст.) / 6 января (нов. ст.)); в Крещенский сочельник, который в народе назывался Голодная кутья, Голодный вечер, Святой вечер, Свечки, Крещенская колядка, Щедрый вечер (5 января (ст. ст.) / 18 января (нов. ст.)); в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, или, как он еще назывался, в день Ивана Постного, Головосека, Ивана Полетовщика (29 августа (ст. ст.) / 11 сентября (нов. ст.)), а также в день Воздвижения Креста Господня.

Также полагалось соблюдать посты каждую среду и пятницу (кроме Пасхальной недели, Святок, Троицкой недели и Масленой недели). В среду соблюдали пост в память о предании Иисуса Христа на страдания Иудой, в пятницу – в память о страданиях и мученической смерти Иисуса Христa на кресте. По церковному уставу полагалось также соблюдать пост перед исповедью и причащением.

Обещанные посты

Обещанные посты – это посты, принятые сверх церковного устава по коллективному или личному обету. Решение о коллективном посте принималось обычно общиной по благословению священниковв том случае, когда страну, город или село постигали стихийные бедствия, повальные болезни, несчастья или неурожаи.

Личный обет на пост давали в случае болезни близкого человека, несчастья в семье или по желанию снять с себя какой-либо грех. Считалось необходимым поститься перед обращением к Богу или святым угодникам с какими-либо просьбами.

Девушки, желавшие выйти замуж, постились накануне дня св. Екатерины (24 ноября (ст. ст.) / 7 декабря (нов. ст.)) или дня св. Андрея Первозванного (30 ноября (ст. ст.) / 13 декабря (нов.ст.)) – эти святые считались покровителями сваде.

Накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери (8 июля (ст. ст.) / 21 июля (нов. ст.)) постились, чтобы Бог дал хороший урожай, а от греха прелюбодеяния очищались постом в день памяти Марии Египетской (1 апреля (ст. ст.) / 14 апреля (нов. ст.)), которая, по мнению крестьян, была покровительницей раскаявшихся блудниц и блудников.

Пост да молитва небо отворяют

Необходимость постов вытекала из христианских представлений о природе человека, о соединении в нем двух начал: плотского и духовного. Бог, создавая человека “из праха земного”, “вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему: и стал человек с бессмертной душою”.

Дух и плоть находились в гармонии до грехопадения первых людей. Совершив его, Адам и Ева “расстроили свое естество”. Христианская этика считает греховными проявлениями плоти все чувственные удовольствия человека, веселье, развлечения, стремление к приобретению богатства. Возвращение к духовной жизни происходит в nocт; это время отпущено человеку для того, чтобы он жил “в общении с Богом, по воле Божией и пребывал в любви Божией”.

Пост да молитва небо отворяют
Изображение Рая. Первая половина XIX в. Лубок
Источник: bibliotekar.ru

Цель поста – “победа над страстями плоти; освобождение себя от зависимости миру сему, чтобы сосредоточиться на Царствии Божием; укрепление души против искушения и греха”.

В соответствии с этим во время постов христианин должен “смирять свою плоть”, т. е. придерживаться умеренности в еде, ограничивая себя определенным набором кушаний (употреблять постную пищу: хлеб и овощи, отказываясь в определенные дни даже от рыбы и растительного масла); не вступать в супружеские отношения; не предаваться веселью – отказаться от всех развлечений, игр, зрелищ, танцев, песен; оставить все дурные привычки и страсти – гнев, злобу, ненависть, вражду, месть, гордыню, тщеславие; удерживаться от лжи, празднословия, желания унизить другого человека; освободиться от всех нечистых мыслей и стремлений, вести себя скромно.

Православный человек обязан в это время посещать церковь, молиться, исповедоваться и причащаться, читать книги религиозного содержания или слушать рассказы на евангельские темы, помогать неимущим милостыней. “Пост да молитва небо отворяют”, – говорили русские люди.

Посты утвердились не сразу

Роль Православной церкви в утверждении постов

Православная церковь на протяжении нескольких столетий внушала своей пастве необходимость постов. Так в конце XI в. митрополит Иоанн, зная, что на окраинах Русской земли в Великий пост едят мясо, пытался объяснить людям, что они тем самым отрекаются от Бога. А в «Поучении духовника исповедующимся» (XIII в.) дается предписание всем “принявшим Бога в сердце своем” перед Пасхой поститься.

В первую и последнюю неделю Великого посла рекомендовалось сухоядение. А в остальные пять недель оно рекомендовалось в каждый понедельник, среду и пятницу. Во вторник разрешалось есть чечевицу. В субботу, воскресенье, в день сорока мучеников и в Благовещение можно было употреблять рыбу и выпивать одну чашу меда – хмельного напитка.

Пищевые рекомендации верующим давались и в XVI-XVIII вв., т. е. до тех пор, пока традиция постов не утвердилась окончательно. Более того, в памятниках письменности тех времен немало упреков в адрес нерадивых христиан, употребляющих во время поста мясо и масло. Немало в них также упреков и в адрес священников, и в адрес монахов. Они-де, забывая о посте, губят души мирян.

Церковь контролировала исполнение поста через исповедь, обязательную для каждою верующего. Одним из главных вопросов, который из века в век задавал священник на исповеди, был: “Или в который пост, или в среду и в пяток мясом и млеком и измолоснился, или в Воздвижение в день и во Иванов день усекновения мясо и млеко и рыбу ел еси, или с женою в те два дня блудил еси, или пост держал еси без попова благословения?”.

Роль государства в утверждении постов

Государство в отношении постов было на стороне Церкви. Царь Алексей Михайлович, например, дважды издавал указ о необходимости постов. Первый его указ появился в 1650 г. перед Рождественским постом, второй – в 1674 г. перед Великим постом.

Стольники, стряпчие и дворяне и дети боярские и всех чинов люди! Великий государь велел вам сказать: ныне приспе время святого и Великого поста к покаянию на очищение от грех всем православным христианам; и вы б приходили к Церкви Божией по все дни и молились Господу Богу, и у отцов своих духовных исповедывались, а которые сподобятся Святых Божиих Тайн, и те причащались, также и домочадцам своим велели и Церквам Божиим приходить и исповедываться ж, а в соборе и по приходским церквам указал Великий Государь досматривать, кто учнет приходити, а которые к церквам божиим приходить и поститься не станут и от Великого Государя быть в наказании.

Указ о необходимости постов, 1674
Пост да молитва небо отворяют
О добрых друзьях двенадцати. Конец XVIII-начало XIX вв.
Источник: bibliotekar.ru

В эпоху допетровской Руси несоблюдение поста влекло за собой наказание “торговой казнью”. Виновного вели по улицам, избивая длинной плетью из бычьих жил, а в более позднее время наказывали
наложением епитимий.

Усилия Церкви и государства были не напрасны. Они привели к тому, что в народной среде возникла устойчивая традиция соблюдения постов. Вплоть до конца XIX в. фактически все православное население Российской империи постилось в установленные Церковью дни. Причем наступление поста заметно ощущалось как в городе, так и в деревне.

Однако со второй половины XIX в. началось ослабление традиции постов. Особенно это стало заметно в городах. В деревнях постов придерживались еще в первой четверти XX века.

Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий