Успение (Успение Пресвятой Богородицы, Большая Пречистая, Первая пречистая) – двунадесятый праздник православного календаря. Установлен 15 августа / 28 августа (ст. ст. / нов. ст.) в память о кончине, воскресении и прославлении Божьей Матери. По распространенной версии Дева Мария умерла в доме Иоанна Богослова, где она жила после Вознесения Иисуса Христа на небо.
Название праздника – Успение (от слова «уснуть») – означает, что Пресвятая Дева осталась при своей видимой телесной кончине непричастна к смерти.
Земная жизнь Девы Марии до Успения
Дева Мария после Вознесения Господня прожила в Иерусалиме еще несколько лет. Одни христианские историки говорят – 10 лет, другие – 22 года. Апостол Иоанн Богослов (по завещанию Иисуса Христа) принял Марию к себе в дом и заботился о ней, как родной сын, до самой ее кончины. К тому же все ученики Христовы принимали ее как мать, вместе с ней молились и слушали ее поучтельные беседы о Спасителе.
Мария любила посещать те места, на которых бывал Спаситель. Плакала вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Молилась также и о том, чтобы Христос скорее взял ее к Себе на Небо.
Однажды, когда Дева Мария так молилась на горе Елеонской, явился ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках. Он сказал Марии радостную весть, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе. Весть обрадовала Марию. Она рассказала о ней Иоанну Богослову и стала готовиться к своей кончине.
Успение
Несмотря на то, что прочие апостолы находились в других странах (где проповедовали о Спасителе) Господь чудесным образом собрал их. К ее смертному ложу, как рассказывает христианская легенда, пришел Иисус Христос и все апостолы (кроме Фомы), чтобы принять ее душу в «небесную славу».
Дева Мария обещала апостолам и после смерти молиться о них и всех христианах. Она была погребена близ города Иерусалима, в Гефсимании, рядом со своими родителями Иоакимом и Анной и своим обручником Иосифом.
На третий день после погребения к гробнице Марии пришли апостолы, чтобы дать возможность запоздавшему апостолу Фоме проститься с Богородицей. Открыв гробницу, апостолы обнаружили, что она пуста: Мария была вознесена Богом на Небо.
По православной традиции Церковь в этот день прославляет Богоматерь, которая соединилась с Сыном Божьим на Небе, приняв под свое покровительство род человеческий.
Кроме того, этот праздник проводит в жизнь христианскую идею о том, что со смертью кончается только земное бытие человека.
Двунадесятые праздники православного календаря
Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
- Рождество Христово — 25 декабря / 7 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Крещение Господне — 6 января /19 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Сретение Господне — 2 февраля / 15) февраля (ст. ст. / нов. ст.);
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля (ст. ст. / нов. ст.);
- Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
- Преображение Господне — 6 августа / 19 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Успение Богородицы — 15 августа / 28 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Рождество Богородицы — 8 августа / 21 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Воздвижение Креста Господня — 14 сентября / 27 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря (ст. ст. / нов. ст.).
Успение Пресвятой Богородицы (как и другие праздники в честь Девы Марии) – праздник более позднего происхождения, чем праздники в честь мучеников христианской церкви. Теперь он празднуется восемь дней (как Крещение Господне). Успению Пресвятой Богородицы предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста. Интересна и история иконографии праздника в искусстве Византии и Древней Руси.
Как праздновали Успение в народе
Успение (Успенщина) – важнейший осенний праздник. Крестьяне посвящали его окончанию жатвы и встрече осени. Конец успенского поста.
Окончание жатвы обставлялось особой обрядностью. На полосе оставляли горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом (“заламывали бороду”); пригибали к земле со словами: “Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая”. Рядом в землю закапывали печеный хлеб и соль.
Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: “Жнивка, жнивка, отдай мою силку на пест, на молотило, на колотило, на кривое веретено”. Верили, что это заклинание вернет им силу, утраченную на жатве. Ведь впереди их ждали и другие работы – молотить хлеба и обрабатывать лен на волокно, а также прясть, ткать и шить. К Успению заканчивали вспашку зяби.
Что примечали на Успение
- Успенский пост спожинками разрешается.
- Успение кончает дожинки.
- Успение провожай, осень встречай.
- До Успения пахать, лишнюю копну нажать.
- Сей озимь за три дня до Успения и три дня после Успения.
- С Успения солнце засыпается.
Молодое и старое бабье лето
В молодое бабье лето (15 / 28 августа по 29 августа / 11 сентября) или по Семенов день (1 / 14 сентября) предсказывают погоду на старое бабье лето (с 1 / 14 по 8 / 21 сентября). К Успеньеву дню поспевает все слетье (овощи) и начинается заготовка разных запасов впрок.
- Если молодое бабье лето ведря́ное – жди ненастья на старое.
- На Успение огурцы соли, на Сергия (25 сентября / 8 октября) капусту руби.
Источники:
- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с.
- Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия).