- Когда начинается Масленица
- Почему Масленица празднуется неделю
- Масленица: каждому дню своя роль
- Понедельник – Встреча Масленицы
- Масленица-пышка на улицу вышла: кулачные бои
- “Стенка на стенку”
- “Сцеплялка-свалка”
- Московские кулачные бои
- Без блина не Масленица
- Блины древнее хлеба
- Вторник – Заигрыш
- Среда – Лакомка
- Четверг – Разгул или широкая Масленица
- Катание на лошадях
- Масленица идёт…
- Тёщины вечерни (вечерки) – пятница
- Золовкины посиделки – суббота
- Проводы или Прощеное воскресенье
- Чистый понедельник
- Поговорки о Масленице
Масленица в традиционном русском быту занимает особое место. Самый яркий и жизнерадостный праздник. В народе Масленица называлась честной, широкой, весёлой, пьяной, обжорной, разорительницей. Пожалуй, нет в России человека, который не знал и не любил бы Масленицы. Нельзя было не скатиться с горы в Масленую неделю, не покачаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не поесть блинов досыта. Иначе, как говаривали в старину, “будешь жить в горькой беде, а то при старости лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног”.
Масленица – последний зимний праздник – проводы зимы и встреча весны. Праздник, в котором удивительным образом переплелись языческие обряды и христианские традиции. Вслед за Масленой неделей приходит Великий пост.
Когда начинается Масленица
Масленица относится к подвижным, переходящим праздникам. Какого числа будет Масленица в текущем году зависит от того, в какой день будет Пасха – главный праздник христианской церкви. Отнимите от даты Пасхи восемь недель. Понедельник восьмой недели и есть тот день, с которого начинается Масленица (Масленая неделя, Масленка).
Год | Сроки Масленицы |
---|---|
2019 г. | 04.03.2019 – 10.03.2019 (Масленая неделя) |
2020 г. | 24.02.2020 – 01.03.2020 (Масленая неделя) |
2021 г. | 08.03.2021 – 14.03.2021 (Масленая неделя) |
2022 г. | 28.02.2022 – 06.03.2022 (Масленая неделя) |
2023 г. | 20.02.2023 – 26.02.2023 (Масленая неделя) |
2024 г. | 11.03.2024 – 17.03.2024 (Масленая неделя) |
2025 г. | 24.02.2025 – 02.03.2025 (Масленая неделя) |
2026 г. | 16.02.2026 – 22.02.2026 (Масленая неделя) |
2027 г. | 08.03.2027 – 14.03.2027 (Масленая неделя) |
2028 г. | 21.02.2028 – 27.02.2028 (Масленая неделя) |
2029 г. | 12.02.2029 – 18.02.2029 (Масленая неделя) |
2030 г. | 04.03.2030 – 10.03.2030 (Масленая неделя) |
Почему Масленица празднуется неделю
Русская Масленица – дань нашим далеким предкам. Берёт она своё начало из праздника языческого, совершавшегося в честь языческого бога Волоса, “скотья” бога. Угощением на таком празднике было свежее коровье масло, которое называли “волосным”.
Память русского народа, хоть и смутно, но все же хранит воспоминания о “скотьем” боге. Например, в Новгородской губернии до сих пор во Власьев день в церкви освещается свежее коровье масло (“волосное”). “У Власия и борода в масле” – воспоминания народа о пожертвованиях языческому славянскому богу маслом.
Много воды утекло с тех пор, а Православие так и не смогло заставить русский народ изменить стародавние традиции. Ещё в начале XVII века Масленицу праздновали 14 дней. Патриарх Адриан (десятый Патриарх Московский) хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел. Однако он сократил время праздника на 8 дней. Как говорят наши современники, “если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней”. И христианские иерархи поступили мудро, изменили свое отношение к Масленице. Сделали её Мясопустною неделей и посвятили заговенью на Великий пост.
Третья приготовительная неделя к Великому посту называется “Мясопустною” или “Сырною”, а в народе она называется “Масляной”, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца.
О Богослужении Православной Церкви
Подготовку к Масленице начинали загодя, то есть с предшествующей недели. Женщины старались придать дому праздничный вид. Как говорили прежде, “вымыть дом от чердака до подполья”. Заранее припасали продукты. Покупали, как правило, на местных ярмарках. Если чего-то не хватало, ездили за покупками в город (крупное село).
В России Масленица начинается после Вселенской родительской (мясопустной) субботы, в которую поминают усопших родственников. Меж тем, как в сырную неделю Церковь вспоминает грехопадение Адама и Евы и готовит Христиан к посту, народ предается широкому разгулу. Праздник праздником, а люди верующие посещают Церковь и в Масленую неделю.
Масленица: каждому дню своя роль
Масленичное пиршество можно разделить на три части: Встреча Масленицы (понедельник); Разгул или широкая Масленица (четверг); Прощанье (воскресенье). Известно также, что в старину Масленица, как народный праздник, начиналась с понедельника. С четверга вступал в свои права гражданский праздник. Со временем начало гражданской, свободной от дел Масленицы, перешло на утро субботы. Воскресенье уже намного ближе к Церковному обряду.
В XXI веке мы празднуем Масленицу в воскресенье. Но найдутся и такие граждане, которым рабочий график не позволит отдохнуть в этот день. И даже в этом случае о Масленице не забудет никто! Настолько популярен в народе этот праздник. Его отмечали даже при Советской власти. Только Масленица была замаскирована под Проводы зимы. Проводы зимы и Встреча весны – самые долгожданные перемены в нашей природе.
Несмотря на то, что празднование Масленицы проходило в три этапа, каждому дню недели была отведена своя особая роль. Более того, каждый день Масленой недели имел свое название, которое соответствовало определённым обычаям. Обычаи старались соблюдать. Нельзя не сказать, что масленичные обряды в разных губерниях имели некоторые отличия. К примеру, празднества могли начинаться встречей Масленицы не в понедельник Масленичной недели, а в воскресенье перед Масленицей. И не во всякой местности бытовали все приведённые ниже названия дней Масленой недели.
Понедельник – Встреча Масленицы
Первые три дня Масленой недели шла подготовка к празднику. К первому дню Масленицы устраивали снежные и ледяные горы, висячие и круговые качели, карусели, балаганы для скоморохов и столы с яствами. Верх горы украшали снеговыми башенками, а башенки – разноцветными флагами. Привозили дрова для масленичных костров.
Все масленичные развлечения проходили на улице, домой забегали только погреться. Дети уже с утра выходили строить горы, снежные городки на реках и зазывали Масленицу. В Калужской губернии, начиная печь блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 встречать Масленицу. Давала ему большой и толстый блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:
“Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону –
И пахать пойду!”
Куряне пели свои песни:
“Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами, с каравайцами, с вареничками!”
В других местах ребятня в понедельник утром взбиралась на ледяные горы, и, съезжая с них, выкрикивала: “Приехала Масленица! Приехала Масленица!” Встреча Масленицы, как правило, заканчивалась кулачным боем у мальчишек.
Масленица-пышка на улицу вышла: кулачные бои
Кулачные бои – праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Причем не только в деревне. Известно, что и москвичи в праздничные дни любили позабавиться кулачными боями. Готовились к ним задолго. А начинались такие бои с Масленицы.
Почему бой был кулачным? Да потому, что наши далекие предки сражались со своими врагами на кулаках. Об этом свидетельствует летопись. Кулачные бои были трёх видов: “один на один”, “стенка на стенку”, “сцеплялка-свалка”.
Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного села, “монастырские” крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои не были стихийными. Участники сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах и количестве участников, выбирали атаманов. Вдобавок готовились к боям морально и физически. Мужики и парни парились в банях, ели больше мяса и хлеба, Считалось, что эти продукты придают силу и смелость. Кроме того, бойцам полагались толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.
“Стенка на стенку”
При битве “стенка на стенку” бойцы выстраивались в один ряд и должны были удержать его под давлением “стенки” противника. В этом бою использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт; шли клином – “свиньёй”; меняли бойцов первого, второго и третьего ряда; отступали в засаду и т. п. Бой заканчивался прорывом “стенки” противника и бегством врагов. Как считают историки, этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII века.
“Сцеплялка-свалка”
При битве “сцеплялка-свалка” бились лицом к лицу. Каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего “сцеплялся” в битву с другим.
Русский кулачный бой, в отличие от драки, шёл с соблюдением определённых правил. Во-первых, нельзя было бить лежачего. Во-вторых, нельзя наносить увечья противнику. В-третьих, в случае появления у противника крови поединок заканчивался. К тому же участники боя принадлежали к одной возрастной группе. Битву, как правило, начинали подростки (т. е. дети). Их сменяли на поле боя парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины (“сильные бойцы”). Такой порядок поддерживал равенство сторон. Тем не менее, правил без исключений не бывает.
“Сцеплялка-свалка”, на мой взгляд, просто побоище. Причём старики, как пишут историки, обычно подзадоривали молодых и обещали “в случае чего” тоже вступить в бой. Бойцов собирали по всем дворам. Дети выходили на затравку и были предвестниками “сцеплялки”. Часто случалось, что слабые бойцы закладывали в рукавицы “бабки-чугунки”. Так что бой не всегда был честным. И я не в восторге от “оживления” подобных праздничных традиций.
Московские кулачные бои
Во многих случаях кулачные бои были очень хорошо организованы. Московские бояре, желавшие повеселиться, свозили бойцов из разных городов для своей потехи. Тульские, калужские и казанские бойцы славились больше других. Они выдерживали бой с татарами, привозившими в Москву икру и рыбу на продажу. В случае победы выигрывали большие залоги, но бывало и жизнью расплачивались за свою отвагу.
Летопись донесла до наших дней, что лучше всех “один на один” бились туляки. В кулачных боях “стенка на стенку” отличались казанские суконщики. Если боец из “стенки” падал, его заменял запасной. Лежащего на снегу никто не трогал. Наверно, именно в те далекие времена сформулировали правило “лежачего не бьют”. Всё равно, как мне кажется, зрелище было страшным.
Без блина не Масленица
Степенный народ начинал Масленую неделю с посещения родных. С утра родители мужа отправляли невестку на день к отцу с матерью. Она должна была навести порядок в доме родителей и напечь гору блинов. А вечером свёкор со свекровью приходили к сватам в гости. Здесь и решали за первыми блинами и чаркой как проведут Масленую неделю, когда будут кататься по улицам, кого и когда звать в гости. Кстати, с понедельника начинали печь блины богатые люди, а бедные – только с четверга или с пятницы.
Само собой разумеется, что в Масленицу главная роль отдана блинам. Блины пекутся всю неделю, причем из разной муки: пшеничной, ржаной, гречневой, овсяной и ячменной. Пекут не только блины, но и пряженцы, оладьи, пироги и пр. Это и древнейшая, и современная традиция. На блины звали и зовут гостей и повсюду блины продают.
Блины в России едят не только в Масленую неделю, но и круглый год. И выглядят блины в наше время по-разному. Нынешнее поколение, например, уже очень хорошо знакомо с замороженными блинами. А один мой знакомый, побывавший в командировке в Новосибирске, уверял, что там продают блины “рулоном на вес”. По-видимому блины в этом случае выпекает машина – автомат для выпечки блинов. Есть в XXI веке и такие!
И все-таки круглый блин со сковородки вкуснее, ароматнее, симпатичнее и предпочтительнее других. Считалось, что чем больше блинов съешь на Масленицу, тем богаче будет год. Даже на балах в Масленую неделю подавали блины разного сорта.
Блины древнее хлеба
Блины, как утверждают историки, древнее хлеба. По русскому обычаю блинами поминали и поминают усопших. К тому же на сырной неделе в некоторых губерниях первый блин посвящали усопшим родительским душам или отдавали нищим. Также нельзя не упомянуть, что у древних славян блин – символ солнца.
Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. … красен и горяч, как горячее и всепрогревающее солнце… Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.
А. И. Куприн
Вторник – Заигрыш
На заигрыши с самого утра собирались на горках молодые люди: с гор покататься, да блинов поесть, да приглядеться друг к другу. Водили хороводы вокруг чучела Масленицы. Штурмовали снежные крепости. Парни и мужчины катали в санях девушек и женщин, последние в благодарность угощали первых блинами.
В богатых дворах строили свои горы. Старались братья для своих незамужних сестёр. А матери посылали позываток с наказом “У нас-де горы готовы и блины напечены – просим жаловать”. Позываток встречали с почётом, угощали вином и блинами. Отпускали с ответом: “Кланяться хозяину и хозяйке с детками и со всеми домочадцами, а деток своих пришлём к вечеру”. Званых гостей принимали и угощали от всей души. И отпускали молодёжь покататься на горах. Так девушки могли приглядеться к своим суженым, а их братья присмотреть себе невесту.
Бывало, что позываткам отказывали: “У нас-де состроены у самих горы и прошены гости”. Отказ был вежливым, но понятным. Это значило, что у родителей относительно своего чада другие планы. Надо заметить, что все масленичные удовольствия клонились к сватовству. Чтобы свадьбу сыграть сразу после Великого поста, на Красной горке. Об этом даже поговорка есть: “Сваталась Маланья на Масленице, думала гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых напоказ”.
Во вторник крёстная мать и крёстный отец баловали подарками своих крестников. Как правило, дарили им сладости и игрушки.
Среда – Лакомка
На лакомки все угощали друг друга блинами. Собирались весёлые молодежные посиделки. В деревнях устраивали петушиные и гусиные бои.
Тёщи приглашали своих зятьев к блинам. Пекли не только блины, но и оладьи, и творожники. А для забавы любимого зятя тёща звала в гости всех своих родных. Чем богаче стол и больше гостей, тем больше уважения и любви к зятю. Не зря же придуманы и такие поговорки о тёще!
- Придет зять, где сметанки взять?
- У хорошей тёщи зять не будет тощим!
- Думала тёща – пятерым не съесть, а зять сел, да в один присест и съел.
- Говорят, что тёща – ад, а тёща – это клад.
Заботливость тёщи при угощении зятя блинами не оставалась незамеченной. Сочинялись насмешливые песни и распевались холостыми парнями. Наряженный медведь разыгрывал разные сцены: “Как тёща про зятя блины пекла, как у тёщи головушка болит, как зять-то удал – тёще спасибо сказал”.
При всей своей насмешливости и весёлости эти сцены, песни и частушки не были обидными. На Масленой неделе принято было веселиться, а вот обижать нарочно – ни в коем случае!
Четверг – Разгул или широкая Масленица
В широкий четверг начинался масленичный разгул. На улицах ряженые веселили народ, возили Масленицу на колесе. Молодые люди пели песни, водили хороводы, начинали колядовать.
На городских площадях в балаганах представляли лубочные комедии. Высказывались разные дурачества, увеселительные и смешные. Здесь наряжались козой с рогами, к которым цепляли бубенчики. Называлось это действо – “Козу в мешке играть” или морочить. У таких балаганов обычно толпился простой народ. Зрители хохочут. Все заражены общим смехом и общим весельем.
Карусели в виде деревянных осёдланных лошадок, бегающих по кругу, приводили в восторг детей любых сословий. На качелях катались более взрослые люди. Говорят, что даже Петр I со своими офицерами в первый день Масленицы катался на качелях. Это было в то время, когда он жил ещё в Москве.
За небольшую плату каждый может покататься на любой качели или съехать с крутой горки. Прямо на городской площади торговали горячим сбитнем, горячим чаем из самовара, блинами, пряженцами, пирожками, сладостями.
Катание на лошадях
Купцы, дворяне, чиновники, даже лица высшего круга тоже приходили на городскую площадь. Кто побогаче передвигался между балаганами в каретах, повозках и парных санях. Все экипажи чинно идут один за одним. И кружат по площади в три или в четыре ряда.
В наёмных экипажах сидят дамы второго разряда: жёны и дочери небогатых дворян, чиновников с небольшим жалованьем. Наёмными экипажами также пользовались купцы, не любившие роскошь; разные ремесленники, мастеровые иностранного цеха. Конечно, они не так шикарно одеты, но уже насладились вкусными и жирными блинами и поехали кататься в своё удовольствие.
Масленица идёт…
Одним из самых ярких зрелищ были “медвежьи пляски”. Хозяин косолапого после пляски угощал мишку и подносил ему стаканчик.
После этого с захмелевшим медведем могли побороться все желающие. Вероятно, желающие побороть медведя, также были под изрядным хмельком. Иначе, как можно решиться на такое безрассудство? Много народу собирало это зрелище.
Иностранцы приходили в ужас от русских забав. Массовые катания с ледяных гор на соломенных ковриках также производили на них огромное впечатление. Скорость при спуске с ледяной горы была такой, что ветер свистел в ушах.
А залезание на столб за призами? Это в наше время столб просто гладкий. А во времена давно минувших дней его маслом смазывали! Более того, чтобы залезть зимой на такой столб, нужно было еще и раздеться. А ведь до сих пор не исчезла эта мужская забава. Не так-то просто добраться до заветных даров. Здесь не только сноровка, но и сила нужна. Да и без хитринки не обойтись.
Иногда такое соревнование продолжается очень долго. За это время можно всю ярмарку обойти. И рано или поздно кому-нибудь да удаётся потешить свое самолюбие. Думаю, что без синяков и ссадин такое развлечение не обходится. Это в лучшем случае. Наблюдала, как падают с этих столбов. Кроме того, что руки содраны в кровь и прихрамывает нога, остается в душе досада. И уже не до масленичного веселья.
Тёщины вечерни (вечерки) – пятница
Зятья угощают своих тёщ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тёщу в гости. Приглашения бывают почётными, со всей родней к обеду. Или зять просто приглашает тёщу на ужин. Чем больше было званых гостей, тем больше почести оказывалось тёще. Обратите внимание на то, что в гости тёщу зять зовет. А блины дочь печёт!
Золовкины посиделки – суббота
Золовкины посиделки на Руси в разных губерниях имели свои характерные детали. Но сводились они к одному. Молодая невестка приглашала своих родных к себе в гости. Если золовки (сёстры мужа) были ещё в девушках, тогда невестка звала своих незамужних подруг. Если золовки были замужем, тогда невестка приглашала всю замужнюю родню и угощала всех своими блинами.
Кроме блинов готовились и другие блюда, которыми могла похвастаться хозяйка. Золовкам она преподносила подарки. Таким образом молодая невестка старалась понравиться родне мужа.
После сытного застолья гости благодарили хозяйку: “Спасибо на Масленице”. Если что-то гостям пришлось не по нраву, высмеют невестку после Масленицы. А в этот день всё должно быть мирно и чинно, без ругани и скандалов.
Проводы или Прощеное воскресенье
Воскресенье – последний день Масленицы. В этот день подавали милостыню, творили милосердные дела. Гулянья заканчивались.
В воскресенье сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с зимой. Пепел развевали по полю, чтобы был хороший урожай. Или бросали чучело в воду. Оба действа приписывают как к языческим обрядам, так и к началу христианства. Сожжение чучел и бросание их в воду – воспоминание о вечном торжестве Христианства над язычеством.
Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Родные приходят прощаться к старшему в роде. Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу: “Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобою”. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Между домашними прощание бывало после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения.
Чистый понедельник
Вслед за Прощеным воскресеньем наступал чистый понедельник. Ребятишки с ухватами и, завёрнутыми в тряпку, сковородами обходили каждый дом в деревне.
“Мы Масленицу прокатили, святые вечера проиграли, рожествен пост пропряли, свет ты наш, Масленица, дорогая, неумытая, где ты ночку ночевала? Под кустом на дорожке ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку. Вы, гудочки, не гудите и вы нашу Масленицу не будите – пора перестать пить, есть да спать. Пора перед Богом встать!..”
Вся еда, оставшаяся от Масленицы, выбрасывается или отдается нищим, или скармливается животным. Посуда или выбрасывается, или тщательно моется. Все идут в баню. В некоторых местностях России в субботу первой недели Великого поста пекутся постные блины. Такие блины зовут “тужилкой о Масленице”. Так заканчивается последний зимний праздник, который завершает зиму. Так приходит весна.
Поговорки о Масленице
- Масленица идет, блин да мед несет.
- На Масленице первый блин – за упокой.
- Масленица-объедуха, деньгам приберуха.
- Маслена неделю гуляет.
- Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить.
- Не житье, а Масленица.
- Блинцы, блинчики, блины как колеса у весны.
- Без блина не Масленица, без пирога не именины.
- Румяный блин плох один.
- Блин не клин, живот не проткнет.
- Без кота мышам Масленица.
- Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
- Блины съел, вареники съел, а уж на третью работу – цепом махать сил не хватает.
- Есть блин, так вместе съедим.
- Ищет, где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.
- Блин без масла в рот не лезет.
- Сиять как блин на Масленицу.
- Блины и поцелуи счета не любят.
- Врет, что блины печет: только шипит.
- Где блины – тут мы.
- Замотались сватьи от блинов, да оладий.
- Маслена не на век дается.
- На Масленицу повеселись, да блинком угостись.
- Горяч блин, да скоро остыл.
- На немазаной сковороде блинов не испечешь.
- Как ни кинь, а все блин.
- Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
- Мы думали Масленица семь недель, а она только семь денечков.
- Масленица – обманщица: обманула, провела, нагуляться не дала!
- Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай.
За Масленицей начинается другая жизнь. Верующие вступают в долгий Великий пост – время символического повторения (проживания) пути Христа на Голгофу и к Светлому Воскресению.
Источники:
- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. – М.: Современник, 1992. – 127 с.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 768 с.: ил.
- Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). – (Русская энциклопедия).