Крещение (Крещение Господне. Богоявление) – двунадесятый праздник православного календаря. Установлен 6 января / 19 января (ст. ст. / нов. ст.) в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Во время крещения Иисус Христос впервые был представлен народу как Сын Божий.
Крещение Господне иначе называют Богоявлением, потому что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом сыне; Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи; Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа, подтверждая таким образом, что Он – Единородный Сын Божий.
Всем известно, что первый двунадесятый праздник в наступившем году – Рождество Христово. Однако до 1918 г. (до перехода на григорианский календарь) первым двунадесятым праздником в году было Крещение Господне. Из уважения к великому событию православные люди соблюдали кратковременный пост. Крещенский сочельник (второй сочельник) потому и назывался “Голодная кутья”.
Праздник Крещения Господня отправляется также, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, которое начинается Великим Повечерьем.
Великое водоосвящение (водосвятие)
Особенность Праздника составляют два великих водоосвящения. Так их называют для отличия от малого водоосвящения, которое может совершаться в любое другое время.
Первое великое водоосвящение бывает в Крещенский сочельник, т. е. накануне Праздника. Вода освещается в купели, установленной посередине храма.
Второе великое водоосвящение происходит в сам Праздник под открытым небом, в реках, прудах и колодцах. Вода, освященная в эти дни, называется великой агиасмой (греч. agiasma – святыня), т. е. великой святыней. В древности первое водоосвящение совершалось для крещения оглашенных, впоследствии же было обращено в воспоминание крещения Господня.
Второе, скорее всего, произошло от древнего обычая иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и там вспоминать крещение Спасителя. Оттого и у нас Богоявленский крестный ход именуется крестным ходом на Иордань.
К водоосвящению под открытым небом начинали готовиться с Крещенского сочельника. На реке или озере во льду делали прорубь в виде креста или круга. Около проруби устраивали подобие аналоя и водружали рядом с ним деревянный крест. Верхушку креста венчал ледяной голубь – символ Святого Духа.
Двунадесятые праздники православного календаря
Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
- Рождество Христово — 25 декабря / 7 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Крещение Господне — 6 января /19 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Сретение Господне — 2 февраля / 15) февраля (ст. ст. / нов. ст.);
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля (ст. ст. / нов. ст.);
- Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
- Преображение Господне — 6 августа / 19 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Успение Богородицы — 15 августа / 28 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Рождество Богородицы — 8 августа / 21 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Воздвижение Креста Господня — 14 сентября / 27 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря (ст. ст. / нов. ст.).
В некоторых местностях прорубь закрывали крышкой, а по ее краям в специальные гнезда вставляли деревянные колышки. Открывали крышку перед молебном. Присутствующие выдергивали из нее колышки, чтобы обрести счастье на целый год.
В день Крещения после литургии к проруби отправлялся торжественный крестный ход. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божье благословение. Только после этого все присутствующие набирали из проруби воду, которая считалась святой. Водой верующие обливали друг друга, некоторые из них купались в проруби. Купающиеся трижды погружались с головой в воду. Одни – чтобы излечиться от тяжелой болезни. Те, кто гадал и рядился на Святках, – чтобы смыть этот грех. Погружение в Иордань заканчивалось до обеда Крещения.
В чем смысл водоосвящения
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту, низводит на воду молитвой благословение Господне, благодать Святого Духа. И эта освященная вода очищает верующих людей от духовных скверн и страстей, освящает и укрепляет нас к подвигу спасения в Боге, отгоняет злых духов.
А. Плюснин, О святой воде
Крещение и крещенские купания
Строго говоря, купание в ледяной январской проруби не имеет прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня. Как следует относиться к крещенским купаниям и окунаться ли в крещенскую прорубь?.. Даже у священников нет единого ответа на этот вопрос. Более того, многие из них категорически против крещенских купаний.
Крещение в русском народном быту
В Крещенский сочельник, так же как и в Рождественский, задабривали умерших предков семьи – “родителей”. Устраивали для них трапезу с поминальными блюдами: кутьей, блинами, киселем. Верили, что “родители” в благодарность за заботу потомков могут им помочь в их делах и заботах.
Крещение наступало после Святок, а потому считалось в народе днем, предназначенным для изгнания нечистой силы и днем очищения людей от грехов. По поверьям, вода в реке после водосвятия оставалась святой еще три дня. Верили и в то, что в ночь на Крещение сам Иисус Христос купается в реке, но увидеть его в этот миг может только ребенок или чистый душой человек. Поэтому в Крещение и в течение трех дней после него существовал запрет на осквернение воды. Нельзя было белье полоскать в проруби; бросать в воду нечистоты; даже просто нарушать “покой и святость воды”.
Святую воду считали целебной. Верили в то, что она защитит человека от болезней, отпугнет нечисть и охранит от греха. Крестясь и читая молитвы, хозяин или хозяйка обрызгивали святой водой с помощью веничка окна, двери, углы, все щели. Таким образом из дома изгоняли нечисть. Затем на окнах, дверях, въездных воротах в деревню и на колодцах ставились крестики. Их рисовали мелом или углем; или изготавливали из тонких щепочек, а потом прибивали в нужные места. Крестики должны были преградить вход изгнанной нечистой силе. Окропляли святой водой даже домашних животных.
Верили, что жизнь ребенка, крещенного в этот праздник, пройдет в довольстве и радости; сватовство будет удачным; а свадебный сговор, совершенный в крещение, обеспечит мир и согласие в семье. Если доведется увидеть, как в Крещение “открывается” небо, нужно загадать желание. Оно обязательно исполнится.
С Крещения до Масленой пошли недели свадебные
Девушки на Иордань ходили в самых лучших нарядах. Парни выглядывали себе невест, а их родители – невесток. В Крещение на площадях больших сел устраивались смотрины. На них съезжались парни и их родители, собиравшиеся женить своих сыновей в наступающий после Крещения мясоед.
В Кадниковском уезде Вологодской губернии на крещение девушки из окрестных деревень съезжались в село Никольское. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще четыре или пять разукрашенных рубах, затем – сарафан и три или четыре передника, вышитых как рубашки. Сверху одевалась овчинная шубка, опушенная мехом. После Иордани девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин (выбранная несколькими женихами) раздвигала им полы шубок, показывала передники, рубашки (до нижней с красными полосами), а женихи судили об умении невесты ткать, шить, вышивать, а также, вероятно, об ее материальном обеспечении.
Г. С. Маслова, 1984
Нельзя не сказать, что это не единственный свадебный период в году. Будут и другие: с Семина дня до Гурия, с Пасхи до Троицы, с Петрова дня до Успения. Но весной и летом мясоеды свадеб играют мало. Пора рабочая, страдная – тут уж не до свадебного веселья.
Крещенские морозы
Славилось Крещение по всей Руси своими холодами. Крещенские морозы – самые сильные. После Крещения с удовлетворением говорили: “Трещи не трещи, минули водокрещи”. “Дуй не дуй – не к Рождеству пошло, а к Великодню (к Пасхе)”, то есть холода медленно идут на убыль.
Крещенские морозы, между прочим, не единственные зимние морозы, отмеченные на Руси. Бывают также Введенские (4 декабря); Никольские (19 декабря); Рождественские (около 7 января); Васильевские морозы (от Рождества до старого Нового года); Афанасьевские (около 31 января); Сретенские (15 февраля); Власьевские (24 февраля) – это зимой. Однако морозит и весной – Благовещенские морозы (7 апреля).
Природные приметы на Крещение
По наблюдениям крестьян – тепло, туман, снег, иней на Крещение служат самыми благоприятными признаками для будущего урожая.
- На Богоявленье день теплый – хлеб темный (т. е. густой).
- На Крещение оттепель – к урожаю.
- Если на Крещение во время иордани пасмурно – будет урожай, а коли ясно – к неурожаю.
- Коли на воду пойдут (в Крещение), да будет туман – хлеба будет невпроед много.
- На Голодную кутью был снег – будет гречка.
- На Крещение погода (снег) – к урожаю гречи.
- Если в Крещенскую ночь небо чистое, будет много гороху.
- Когда прорубь (иордань) полна воды, разлив (весенний) будет большой.
- В Крещенье метель и на Святой метель (т. е. на Пасхальной неделе).
Источники:
- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с. ISBN 5-270-01376-2.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 768 с.: ил. ISBN 5-352-01959-4.
- Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия). ISBN 978-5-389-05727-2.