Введение (Введение во храм Пресвятой Богородицы) – двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 21 ноября / 4 декабря (ст. ст. / нов. ст.). Праздник был связан с событием из раннего детства Девы Марии, будущей матери Иисуса Христа.
В русской деревне Введение праздновалось только в тех местах, где оно было престольным праздником. Жители остальных деревень ходили в этот день в церковь на праздничное богослужение. В народном календаре Введение считалось днем вступления (введения) в свои права зимы и холодов.
История православного праздника
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы установлен в память события из раннего детства Девы Марии. Ее родители, праведники Иоаким и Анна, получив в глубокой старости от Бога весть о даровании им долгожданного ребенка, дали обет посвятить свое дитя Богу.
Когда ей исполнилось три года, благочестивые родители поспешили исполнить обет, данный до рождения Марии. В окружении родственников, одетая в лучшие одежды, Мария с родителями подошла к ступеням Иерусалимского храма.
Навстречу будущей Матери Спасителя вышли священники, служившие при храме. Святой Захария, прозрев судьбу Девы-Младенца, взяв ее за руку, ввел в храм, сначала в его святилище, а потом в самое внутреннее отделение — в «Святая Святых», за вторую завесу, куда не только женщинам, но и самим священникам нельзя было входить; один лишь первосвященник раз в году мог входить туда с жертвенной кровью.
Передав в храм дары и получив благословение от архиерея, Иоаким и Анна возвратились домой, а девочка Мария осталась при храме.
Введение – последний из двунадесятых праздников года. Церковь рассматривает его как преддверие великого праздника Рождества Христова, вкладывая в само понятие Введения глубокий смысл приготовления будущей Богоматери быть «приятелищем Бога невместимого», чистейшим сосудом Сына Божиего.
Введение во храм настолько переменило дальнейшую жизнь юной Пресвятой Девы, что его можно назвать вторым Ее рождением для новой жизни – жизни, посвященной одному Богу. При храме Мария жила до двенадцати лет, служа его святыням.
Народ, акцентируя в названии праздника первое слово – «Введение», тоже придавал ему расширительный смысл, соотнося Введение с понятием начала (ввода) что в русских условиях совпадало со вступлением зимы в свои права.
Двунадесятые праздники православного календаря
Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
- Рождество Христово — 25 декабря / 7 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Крещение Господне — 6 января /19 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Сретение Господне — 2 февраля / 15) февраля (ст. ст. / нов. ст.);
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля (ст. ст. / нов. ст.);
- Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
- Преображение Господне — 6 августа / 19 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Успение Богородицы — 15 августа / 28 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Рождество Богородицы — 8 августа / 21 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Воздвижение Креста Господня — 14 сентября / 27 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря (ст. ст. / нов. ст.).
Введение в народе
Начинается настоящая зима. “Введение – ворота зимы”. Время ледостава. По обычаю, в этот день крестьяне заменяли телеги на сани и совершали пробные выезды по замерзшим, покрытым снегом дорогам.
Во многих русских деревнях на Введение принято было устраивать так называемые смотры молодоженов. Молодые люди, вступившие в брак осенью, между Покровом (1 / 14 октября) и Филипповым днем (14 / 27 ноября), торжественно проезжали в санях по своей деревне и окрестным селам. Молодуха и молодой, одетые в самые нарядные шубы и меховые шапки, сидели в санях, запряженных парой выездных жеребцов.
За санями молодоженов ехали несколько саней с провожатыми – молодыми женатыми родственниками. Сани быстро летели по дороге, звеня колокольчиками. Посмотреть на молодых высыпала вся деревня. Свекор и свекровь, провожая молодоженов на первое катание, просили провожатых «уберечь княгинюшку от всякой беды».
Такие катания представляли собой своеобразный смотр молодых, аналогичный тому, который проводился на Масленице. Введенский показ молодоженов утверждал торжество жизни и любви в период зимнего омертвения природы.
День мог быть разным
Этот день мог быть разным – и теплым, и холодным. В одном случае говорили: “На Введенье толстое леденье”. “Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили”. В другом случае, когда стоит оттепель; “Введенье ломает леденье”. “Введенские морозы зимы не ставят”.
Источники:
- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с.
- Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия).