Вознесение (Вознесение Господне)

Времена года

Вознесение (Вознесение Господне) — двунадесятый праздник Православной церкви, который отмечается на сороковой день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе. Установлен в память о вознесении Иисуса Христа на небо.

Согласно Библии, Иисус Христос после своего Воскресения из мертвых пробыл на земле еще сорок дней; встречался с апостолами, рассказывал им о Царствии Божием и совершал чудеса. На сороковой день Он появился со своими учениками в Иерусалиме, дошел с ними до Вифании и там поднялся на Елеонскую гору. Ученики решили, что Иисус желает возвестить установление Царства Божия на земле. Однако Он ответил им, что об этом может знать только Бог и что зна́ком будет посланный на землю Святой Дух. Затем Иисус дал своим ученикам последнее благословение и стал возноситься, пока не исчез, закрытый облаком. В тот момент с неба раздался голос: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как мы видели Его восходящим на небо» (Мк. 16: 15-20).

Вознесение приходится — самое раннее — на 13 мая (было — 13 мая 2010 г. и не будет — в ближайшие 200 с лишним лет); самое позднее — на 16 июня (было — 16 июня 1983 г. и будет — 16 июня 2078 г.). Народ говорит: «Не приходится Вознесение в среду, а в четверг», что естественно, т. к. Пасха празднуется в воскресенье.

Подавали милостыню

Считалось, что Иисус Христос вместе со своими апостолами каждый год от Пасхи до Вознесения ходит по русской земле, заботясь обо всех людях.

В эти сорок дней запрещалось плевать на улицу и выки­дывать туда мусор. Боялись попасть в Христа и Его апосто­лов, приходящих к избам под видом нищих.

Подаяние. 1870-1880-е. Фото А. О. Карелина
Подаяние. 1870-1880-е. Фото А. О. Карелина

Повсеместно на Руси по­лагалось с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям. Подавая им милостыню, крестьяне верили, что подают ее Христу и свя­тым апостолам. Ведь Христос, вознесясь на небо, благословил нищих, повелел им ходить по земле, славить его и получать за это пищу и кров.

Поминали умерших

Верили, что с Пасхи до Вознесения открыты двери рая и ада. В эти дни грешников не мучат в аду, они могут встречаться с праведниками; а душам умерших разрешено приходить в дома живых. Поэтому Вознесение во многих деревнях считалось поминальным днем.

Умерших поминали блинами, которые пекли «Христу на дорожку»; поминальными хлебцами-лесенками, которые могли помочь Христу и всем прибывшим с того света душам поскорее попасть на небо; а также крашеными яйцами.

Двунадесятые праздники православного календаря

Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Гадали о посмертной судьбе

В Ярославской губернии в Вознесение было принято гадать о своей посмертной судьбе. Хлебец, выпеченный в виде лестницы с семью ступеньками, сбрасывали с колокольни или бросали на пол в избе. По количеству оставшихся целыми ступенек гадали, на какое небо они попадут после смерти.

Если все семь ступенек оставались целыми, то ве­рили, что человек попадет сразу же в рай. Если лесенка превращалась в груду крошек, то считалось, что человек страшный грешник и его по­смертная дорога ведет прямо в ад.

Магические обряды на Вознесение

В этот день исполнялось множество магических обрядов, связан­ных с плодородием полей. В деревнях шли молебны, в которых Бога просили о благоденствии людей. Многие из них проходили у ржаного поля.

По окончании молебна девушки и женщины отправлялись каж­дая к своей ниве «провожать Христа». Там они съедали блины, яйца, подбрасывали вверх хлебец-лесенку, приговаривая: «Рожка, рожка, схвати Христа за ножки!», «Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок». В некоторых местах девушки катались по траве со словами: «Расти, расти, трава, к лесу, а рожь к овину». Выполняя эти магические действия, крестьянки надеялись на хороший урожай ржи, на полный колос, высокий стебель.

Цвести весне до Вознесения

Ночь под Вознесение — соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем во все остальное время. Замечено, что после Вознесения и сады отцветают, и голоса птиц затихают.

  • В эту ночь ловить соловьев большой грех — кто поймает, тому во весь год ни в чем удачи не будет.

Пекут пироги с зеленым луком, как первой весенней огородиной. Завивают березку:

  • Не завянет до Троицы — проживет целый год тот, на кого она завита, а девка до году выйдет замуж.

С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны (ее окончание) и переход к лету:

  • К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.
  • Цвести весне до Вознесения.
  • Дошла весна до красна до Вознесения — тут ей и конец.
  • Весна о Вознесение на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится.
  • И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется.
  • Придет Вознесеньев день, сбросит весна-краса лень, летом обернется — прикинется, за работу в поле примется.
  • С Вознесеньева дня весна по́том умывается, честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит.
  • С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье: и дедам, и внукам, и раю, и мукам.
  • Если над вознесенскою росою прошептать слово заветное, которое знают только старые бабы-знахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет.

О природных приметах на Вознесение

Таких примет известно только две:

  • На Вознесение хорошая погода — к урожаю (и наоборот).
  • Вознесение с дождеи, Илья с грозой.

Литература:

  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с. ISBN 5-270-01376-2.
  2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил. ISBN 5-352-01959-4.
  3. Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия). ISBN 978-5-389-05727-2.
Пример HTML-страницы
Оцените статью:
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
Поделиться с друзьями:
Личное Пространство
Добавить комментарий

× 3 = 3

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять