Рождество Богородицы (Рождество Пресвятой Богородицы, Аспасов (Аспосов) день, Богородичен день, Оспожинки, Осенины, Пасекин день) — двунадесятый праздник православного календаря, установленный 8 сентября / 21 сентября (ст. ст. / нов. ст.) в память о рождении Пресвятой Девы Марии.
В народе Рождество Богородицы – Малая Пречистая. Большая Пречистая – Успение (Успение Пресвятой Богородицы) – установлен 15 августа / 28 августа (ст. ст. / нов. ст.) в память о кончине, воскресении и прославлении Божьей Матери.
Согласно христианской легенде, Дева Мария, Мать Иисуса Христа (Божья Матерь, Богоматерь, Богородица, Матерь Божия), была дочерью праведников Иоакима и Анны.
Бог дал им Марию в глубокой старости в награду за их благочестие и долготерпение. Известие Иоакиму и Анне принес ангел. Эти события описаны в раннехристианском апокрифе «Книга о рождестве Марии», впоследствии названном «Первоевангелие Иакова Младшего».
Праздник Рождества Богородицы прославляет рождение Марии, Ее саму как Божью Матерь и Ее благочестивых родителей.
Рождество Богородицы в православной традиции считается началом приготовлении мира к Спасению.
В тропаре этого дня говорится: «Рождество Tвoe, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву (проклятие. – И. Ш.), даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Рождество Богородицы – один из самых почитаемых в народе праздников
Русские крестьяне считали Богородицу, «святую и пренепорочную Приснодеву», заступницей перед Богом, «ходатаицей» и «молебницей» за людей во всех их нуждах.
В трудные минуты жизни они обращались к Ней за помощью: «…под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбях, но от бед избави нас, единая Чистая и Благословенная».
Двунадесятые праздники православного календаря
Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
- Рождество Христово — 25 декабря / 7 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Крещение Господне — 6 января /19 января (ст. ст. / нов. ст.);
- Сретение Господне — 2 февраля / 15) февраля (ст. ст. / нов. ст.);
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля (ст. ст. / нов. ст.);
- Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
- Преображение Господне — 6 августа / 19 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Успение Богородицы — 15 августа / 28 августа (ст. ст. / нов. ст.);
- Рождество Богородицы — 8 августа / 21 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Воздвижение Креста Господня — 14 сентября / 27 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря (ст. ст. / нов. ст.).
Верили, что Иисус Христос никогда не откажет Ей в просьбе:
Пречудная Царица Богородица!
Услыши молитвы раб своих,
Прими наши слезы горячия,
Не лиши нас Царства Небесного,
Избави нас от муки от вечныя,
От вечные от муки, от безконечныя.
В Рождество Богородицы все русские люди oбязательно шли на праздничное богослужение в храм. К тому же во многих деревнях на этот день приходились и престольные праздники.
Оспожинки – осенины – пасекин день – луков день
Почти по всей России в это время праздновали оспожинки – праздник сбора урожая. Праздновали порой целую неделю. Причем чем урожайнее было лето, тем продолжительнее был праздник. Обязательно ходили друг к другу в гости. Если погода на Рождество Богородицы была хорошей, то ожидали хорошей осени.
Осенины встречали у воды. Рано утром девушки и женщины шли к реке, озеру или ручью встречать матушку-осенину с овсяным хлебом. Старшая из женщин стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни. После чего хлеб разламывали на куски по числу народа и кормили им домашний скот. Это была вторая встреча осени, первая приходилась на Второй Спас.
В этот день убирали пчел с пасек (пасекин день). День луковой слезинки (луков день). С Рождества Богородицы – луковая неделя, женщины убирали лук.
Поднесеньев день
В старые годы новобрачные в этот день угощали свою родню – поднесеньев день. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка и приговаривал: «Аспосов день – поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте – хозяйского добришка не жалейте!». Гости в свою очередь хвалили хозяев да “учили их уму-разуму”.
Обязательным считалось не только посещение молодоженов, но и приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между семьями сватов и между невесткой и родителями мужа. Внуки нередко оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
Источники:
- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с.
- Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия).