Троица (Св. Троица, Пятидесятница)

Времена года

Троица (день святой Троицы, пятидесятница, Троицын день) — двунадесятый переходящий праздник православного календаря, отмечается в седь­мое воскресенье после Пасхи. Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом.

Христианская ле­генда о сошествии Святого Духа на апостолов рассказывает о со­бытии, происшедшем в Иерусалиме через 10 дней после вознесения Иисуса Христа на небо. Троица — день, когда апостолы вместе с Божьей Матерью и другими учениками Иисуса Христа отмечали Пятидесятницу. «И яви­лись им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2: 2).

Все преисполнились Святого Духа и ста­ли славить Бога на разных, доселе им неизвестных языках. Сошествие Св. Духа на апостолов в православной традиции рассматривается как проявление Божественной сущности Святой Троицы, трех ликов Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

Когда Троица стала церковным праздником

Праздник Святой Троицы был введен в обрядовую практику Православной церкви в начале XV в. святым Сергием Радонежским и вско­ре стал одним из самых главных и любимых на Руси. Этому способствовала воплощенная в празднике идея триединства Бога, которую спо­движники святого соотносили с идеей единения Руси. К тому же День Святой Троицы совпадал с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Троица праздновалась в воскресенье после языческого праздника Семика, начинавшегося в четверг (седьмой четверг после Пасхи).

Семик-Троица

Древние обряды Семицкой недели постепенно (в течение столетий) переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX веку полностью завершился и Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других — обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.

Основны­ми составляющими празднеств Семик-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности — девичьи гулянья и поминание умерших.

Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа береза — счастливое дерево, приносящее добро, сберегающее от зла и нечистой силы, изгоняющее болезни.

Береза также считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим она воспринималась как дерево, связанное с душами умерших.

Тем не менее, в некоторых местах России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев, в обрядах использова­лись различные травы и цветы. Как говорится, «Семик на ветвях, а Троица на цветах».

Троица (Св. Троица, Пятидесятница)
Троицын день. Фрагмент картины Ф. В. Сычкова. 1915

В Семик-Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или их ветками, а полы в домах покрывали плотным ковром из трав. На божницу ставили букеты цветов.

Этот обычай вошел и в церковную практику.

На Троицу внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами.

Во время праздничной службы верующие стояли с ветками березы и букетиками цветов.

Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм — как выражение радости и благодарно­сти Богу.

Двунадесятые праздники православного календаря

Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Троицкая родительская суббота

Троицкие празднества включали в себя и поминовение умерших. Оно проводилось в Троицкую субботу, пред­шествующую Дню Святой Троицы. Троицкая суббота считалась у русских главным весенним поминальным днем. В этот день семьями шли на кладбище. Могилы заботливо украшали венками и березовыми ветками. «Про отцов помнить от века завещано». Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказы­вали, что для умерших нет забвения.

Девичьи обряды

Во многих деревнях в дни Семика-Троицы исполнялись и чисто девичьи обряды. Среди них наиболее ярким являлся обряд кумления. На Троицу завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия.

Завивание березки

Завивание березки — один из главных обрядов Семика-Троицы. Так чествовали расцветающую после зимы природу. В деревнях центральной и южной части Европейской России, а так­же в Сибири культ растительности принял особенно яркие формы. Ос­новой обрядности здесь стало завивание березки, начальный этап ко­торого приходился на Семик, а окончание — на Троицу.

Обряд девушки соверша­ли втайне от мужского населения деревни. В четверг Семицкой недели шли в лес, на берег реки или к ржаному полю для выбора ритуального дерева. Выбрав березу с плакучими ветвями, девушки начинали завивать их, т. е. скручивать ветви друг с другом, заплетать в косы, пригибать к земле. Ветви закреплялись колышками или связывались лен­точками. При этом девушки старались не помять листья и не поломать сучки. Сначала водили хороводы вокруг березы и пели песни, а потом устраивали под ней пиршество. Основными блюдами были яйца, яичница, лепешки, пироги и пиво.

Развивали березку на Троицу. Прежде всего осматривали косы. Развитая коса — к скорому замужеству. Увядшая коса сулила неприятности. Девушки рас­плетали ветки и развязывали ленты; а затем опять устраивали празничную трапезу с яичницей и лепешками, водили хороводы и пели песни. Действия с березкой не всегда ограничивались ее завиванием и развиванием. В некоторых губерниях России березку срубали, украшали лентами, платками, цветами; носили по деревне под пение песен и уста­навливали ее в центре деревни. В день Троицы под пение песен снимали с березы все украшения и спускали ее вниз по реке. Верили, что брошенная в воду березка принесет достаточное количество влаги на все лето.

Кумление

Этот обряд Семика-Троицы исполняли девушки брачного возраста. Он проводился, как правило, в день завивания березки. Девушки — две близкие подруги — подходили с двух сторон к завитому на березе венку, троекратно целовались через него и говорили друг другу: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками.

Кумление могло происходить и несколько иначе. Желающие покумиться девушки заплетали две «мотушки» — косы из ветвей березы и ленточки, приговаривая: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку». Затем обменивались крашеными яйцами и лепешками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой; гуляли вместе по деревне; не ссорились; поверяли друг другу свои секреты; шептали разные пожелания; дарили друг другу подарки.

Русские крестьяне считали, что покумившиеся девушки вступали в своего рода духовное родство, аналогичное тому, которое возникает между людьми, крестившими в церкви одного ребенка. Через неделю, обычно в воскресенье, следовавшее за Троицей, девушки снова отправлялись на место кумления. Там они развивали венки, расплетали «мотушки», возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие покумившихся девушек, распадались. Но так было не всегда, многие оставались в кумах на долгие годы.

Примет на Троицу мало

  • На Троицу дождь — много грибов.
  • Жара — к сухому лету и неурожаю.
  • Троица с кормом.
  • Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса.

Духов день

Вслед за Троицей, в понедельник, празднуют Духов день. Троица и Духов день рассматриваются Православной церковью как единый праздник Пятидесятницы. Празднуется в честь Святого Духа — третьего Лица Святой Троицы. Говорили:

  • С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет.
  • Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке.

Литература:

  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с.
  2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил.
  3. Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия).
Пример HTML-страницы
Оцените статью:
( 11 оценок, среднее 4.55 из 5 )
Поделиться с друзьями:
Личное Пространство
Добавить комментарий

15 − 7 =

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять