Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) Времена года

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — переходящий двунадесятый праздник православного календаря, последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Библии, в этот день Иисус Христос на молодом осле — символе кротости и миролюбия — торжественно въехал в ворота Иерусалима. Приветствовали его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие. Люди размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои праздничные одежды, пели: «Осанна (спасение) сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

В России не знали, что такое пальма. К тому же к вербному воскресенью еще весна не вступила в свои права и на большей части территории страны лежал снег. Верба — единственное дерево, которое своими распустившимися «барашками» напоминало о близкой весне. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье. Шестая неделя Великого поста, неделя перед Вербным воскресеньем, носит название Вербная неделя. В народе именуется Вербицей, Вербницей.

Вербная неделя. Неделя ваий. Цветоносная неделя

В понедельник вербной недели кое-где существовал обычай еще раз поздравлять молодоженов. В дом молодого зятя приходила теща и приносила подарки.

Суббота — канун вербного воскресенья — носит название Лазарева суббота. Церковь прославляет Иисуса Христа, который перед Своими страданиями и смертью воскресил святого праведного Лазаря. Лазарь жил вместе с сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончался за четыре дня до прихода туда Господа. Чудо воскрешения Лазаря рассматривается как прообраз всеобщего воскресения человечества.

Лазарева суббота — единственный день в году, когда воскресная служба совершается в субботу. То обстоятельство, что день воскресения святого Лазаря приходится на субботу Вербной недели, послужило поводом к известному шуточному вопросу: Когда воскресенье бывает в субботу? В субботу перед Вербным воскресеньем ветви вербы несли в церковь, там они освящались церковнослужителями. Приносили ветви домой и ставили за иконами.

Как праздновали Вербное воскресенье в XVI-ХII веках

Осмысление вербы как символа победы Иисуса было особенно зрелищно в торжественных средневековых шествиях, имитировавших Вход Господень в Иерусалим. Подробное описание таких шествий дали иностранные дипломаты, ученые, купцы, посещавшие Московию в XVI-ХII веках.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
В. Шварц. Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти, 1865

Немецкий ученый и дипломат Адам Олеарий дал описание этого празднества, проходившего в конце 1630-х годов. Главными действующими лицами были царь и патриарх в окружении священников в белых ризах, с крестами и хоругвями, дьяков, бояр. Зрителями же были все жители Москвы и окрестных деревень. После обедни в Успенском соборе из Спасских ворот Кремля по направлению к Покровскому собору Василия Блаженного шла торжественная процессия.

Впереди на широкой телеге везли высокое дерево, «на котором было нацеплено много яблоков, фиг и изюму». На дереве сидели четыре мальчика в белых сорочках и пели «Осанна!». За телегой шли священники, епископы и бояре. За ними ехал верхом на лошади патриарх. По словам А. Олеария, «лошадь была покрыта сукном, ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом». Царь в парадной одежде в окружении знатнейших бояр вел лошадь патриарха под уздцы. Патриарх благословлял народ, а пятьдесят мальчиков, одетых в красные одежды, снимали их с себя и расстилали по пути следования процессии. Все участники шествия размахивали бутафорскими пальмовыми ветвями и вербой, а собравшиеся на площади зрители кричали «Осанна!» и бросали вербу под ноги идущим. Перед входом в собор Патриарх вручал царю вербу как знак победы и власти.

Свидетели утверждали, что такие шествия проводились не только в Москве, но и в других местностях России, только на лошади сидел епископ, а под уздцы ее вел местный воевода. «Шествие на осляти», как называли все это действо русские люди, к концу XVII века изжило себя. Однако Дворцовая контора заготавливала вербы к Вербному воскресенью вплоть до середины XVIII века.

Двунадесятые праздники православного календаря

Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

  • Рождество Христово — 25 декабря / 7 января (ст. ст. / нов. ст.);
  • Крещение Господне — 6 января /19 января (ст. ст. / нов. ст.);
  • Сретение Господне — 2 февраля / 15) февраля (ст. ст. / нов. ст.);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля (ст. ст. / нов. ст.);
  • Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
  • Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
  • Преображение Господне — 6 августа / 19 августа (ст. ст. / нов. ст.);
  • Успение Богородицы — 15 августа / 28 августа (ст. ст. / нов. ст.);
  • Рождество Богородицы — 8 августа / 21 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
  • Воздвижение Креста Господня — 14 сентября / 27 сентября (ст. ст. / нов. ст.);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря (ст. ст. / нов. ст.).

Как праздновали вербное воскресенье в народе

В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных и здоровых детей. Она любила похвалиться ими, и однажды неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость матери-земли. Рассерженная мать-земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей — пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.

Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», или «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветками вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бей до слез». В конце XIX века эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки.

Родители слегка ударяли детей пучком вербы, приговаривая:

Верба, верба,
Верба хлест,
Бьет до слез!
Верба синя

Бьет несильно.
Верба красна
Бьет напрасно.
Верба бела
Бьет за дело.
Верба хлест —
Бьет до слез!

Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы; предохраняет дом от молний; останавливает пожар; усмиряет бурю; оберегает посевы от гибели; помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.

Приметы на Вербную неделю

С Вербной неделею, особенно с последними днями ее, связано много примет на погоду и будущий урожай.

  • Если вербная неделя ведренная, с утренниками — то яровые хороши будут.
  • Мороз на вербной — полезен; если его не будет, то морозы придут позднее и повредят посевы.
  • Вербица холодная — к урожаю.
  • Без вербы — не весна.
  • Если хорошо цветет верба — пашня будет удачной.
  • Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
  • Где вода, там верба, а где верба, там и вода.
Литература:
  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с. ISBN 5-270-01376-2.
  2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил. ISBN 5-352-01959-4.
  3. Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия). ISBN 978-5-389-05727-2.
Оцените статью:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями:
Личное Пространство
Добавить комментарий

94 ÷ 47 =

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять