Как елка в России стала культовым деревом

Времена года

История елки после октября 1917 года

Когда рушится мир, люди думают только о том, как им выжить физически (т. е. как накормить, одеть и обуть себя и своих детей). Жизнь затухает, а календарное время вместе с его праздничными днями как бы перестает существовать. Но жизнь продолжается и в экстремальных условиях.

Елка в годы Гражданской войны и послевоенной разрухи

Коренная ломка, которую переживала Россия во время революции и Гражданской войны, не могла не отразиться на судьбе елки. Бытует мнение, что советская власть запретила елку сразу же после октябрьского переворота. Говорят также, что их разрешили только в 30-е годы по инициативе Н. С. Хрущева. Однако это не так.

Когда большевики захватили власть, на елку они не посягали. В 1918 г. М. Горький и А. Н. Бенуа даже подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» роскошную подарочную книгу для детей «Елка». Книга была оформлена иллюстрациями замечательных художников (А. Н. Бенуа, И. Е. Репина, М. В. Добужинского, С. В. Чехонина, В. В. Лебедева, Ю. П. Анненкова и др.) и включала в себя произведения М. Горького, К. И. Чуковского, В. Ф. Ходасевича, А. Н. Толстого, В. Я. Брюсова, С. Черного и др. писателей. Более того, на ее обложке красовалась наряженная елка, вокруг которой в веселом хороводе кружились Дед Мороз и лесные звери. Причем на верхушке дерева ярко сияла шестиконечная Вифлеемская звезда.

Т. е. в первые годы после революции никаких специальных мер, направленных непосредственно против елки, не предпринималось. Гражданская война, голод и тиф… не до елки было. Тем не менее, несмотря на материальные и бытовые трудности, в семьях, сопротивлявшихся хаосу внешней жизни, елку все же устанавливали. Хотя бы для того, чтобы сохранить какие-то семейные традиции.

Елка возвращала людям праздник и воспринималась как примета постепенно налаживающейся жизни. Когда понемногу начал налаживаться быт, снова стали организовывать праздники елки в детских учебных заведениях. Елка вновь завоевывала свои права не только в семьях, но и в школах.

Календарная реформа

В конце 1917 г. «комиссары из Смольного» еще не думали об отмене Рождества. Однако уже 16 ноября, через три недели после октябрьского переворота, в правительстве заговорили о календарной реформе. Поползли слухи об отмене Рождества. Реформа календаря имела к елке самое непосредственное отношение.

Вплоть до Октябрьской революции Россия жила по юлианскому календарю; большинство же европейских стран давно перешло на григорианский, принятый Папой Григорием XIII в 1582 г. В международных отношениях и в научной переписке Россия была вынуждена пользоваться григорианским календарем. Это обстоятельство порождало многие неудобства.

Попытки провести календарную реформу в XIX в. терпели неудачу. Против реформы были как правительство, так и Православная церковь. Те и др. всякий раз считали введение нового календаря «несвоевременным». После революции вопрос о «несвоевременности» реформы отпал сам собой и 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Подписанный Лениным декрет был опубликован на следующий же день.

Поскольку разница между старым и новым стилем составляла 13 суток, в результате реформы русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год – с 1 января на 14 января. При этом ни в декрете, ни в других исходящих от советского правительства документах того времени об отмене праздника Рождества не говорилось ни слова. Однако нарушение календаря воспринималось как ломка традиций, связанных с православными праздниками. К тому же было непонятно, что будет с Рождеством и елкой после вхождения календарной реформы в жизнь. Это во-первых. А во-вторых, со сменой власти появились новые, советские, праздники. И официальная печать давала указания, как их следует проводить. Более того, новая власть пыталась заменить старые праздники новыми.

Комсомольское рождество

Комсомольское Рождество
Комсомольское Рождество
Источник: www.culture.ru

Так в 1922 г. была проведена кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество» (или «комсвятки»). «Комсомольское рождество» в противовес «поповскому рождеству», так стали называть великий православный праздник, соответствовало идее «подмены» праздников. По мнению советских идеологов, это могло помочь народу органично перейти на новую календарную систему.

Комсомольские ячейки должны были организовывать празднование «комсвяток» в первый день Рождества (т. е. 25 декабря), который был объявлен нерабочим днем. Мероприятия начинались чтением докладов и речей, разоблачающих «экономические корни» рождественских праздников. Потом шли спектакли и инсценировки, политические сатиры и «живые картины». Комсомольцы читали юмористические рассказы, устраивали игры, пели комсомольские песни на церковные мотивы. На второй день праздника организовывались уличные шествия. На третий – в клубах устраивались маскарады и “комсомольская елка”.

Комсомольское Рождество
Комсомольское Рождество
Источник: www.culture.ru

Участники елочных карнавалов (в основном из комсомольцев-пропагандистов) рядились в самые невообразимые сатирические костюмы – от Антанты, Колчака, Деникина, кулака и нэпмана до языческих богов, рождественского гуся и поросенка. Проводились шествия с факелами и сожжением «божественных изображений», т. е. икон.

«Комсомольские елки» организовывались и в детских домах. В качестве директивы по устройству нового праздника даже был выпущен сборник «Комсомольское рождество». На предприятиях детские елки организовывались силами профсоюзных организаций.

Но уже к концу 1924 г. многое изменилось. Праздник «комсомольского рождества» был раскритикован в прессе как не сыгравший существенной роли в антирелигиозной пропаганде. С 1925 г. началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, а в 1929 г. Рождество окончательно отменили. Тогда казалось, что елке пришел конец.

Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий