Как елка в России стала культовым деревом

Времена года

Елка в России на рубеже XIX–XX веков

К концу XIX в. елка так вписалась в домашний праздничный интерьер и в рождественский городской пейзаж, что стала обычным явлением.

Елка в настоящее время так твердо привилась в русском обществе, что никому и в голову не придет, что она не русская.

В. В. Розанов

Более того, в начале XX в. елка стала восприниматься как народный обычай. Праздник Рождества, долгое время отмечавшийся в России как сугубо религиозное торжество, вышел за пределы церкви и превратился в светский праздник, в котором центральное место заняла елка.

Заготовка елок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Елки продавали всюду. Деревья предлагались на любой спрос и вкус. Продавались как искусственные елки-крошки с бумажными цветами, так и лесные красавицы от мала до велика.

Елка у каждого своя

Бедняки покупали маленькие дешевые елочки на деревянных крестиках, увешанные бумажными цепями, и уносили их домой под мышкой. Большие елки развозились по домам на извозчиках или же разносились нанятыми за четвертак босяками.

Рождественский базар
Рождественский базар (А. Бучкури, 1906 г.)

Все реже теперь готовили елку в тайне от детей. Дети посещали елочные базары; наблюдали за тем, как елку вносили в дом; видели, как она (еще не оттаявшая) лежала в сенях или же в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; смотрели как расправлялись ее ветви; чувствовали, как она начинала источать хвойный и смоляной запах. Дети видели елку, когда она стояла в помещении «еще пустая», но уже преображенная, уже «другая, чем на рынке».

Рождество входило в дом накануне Сочельника. Наслаждались елкой и по прошествии нескольких дней после Рождества, в период между Новым годом и Водосвятием. В каждом доме была своя елка и празднество приобретало свой размах. Как говорится, “по доходу и расход”. К слову сказать, сведений о елках в городских семьях среднего и малого достатка не так много.

Однако, судя по количеству продаваемых перед Рождеством деревьев, по информации в газетах, по фотографиям в журналах и, наконец, по литературным произведениям можно утверждать, что к рубежу XIX-XX веков начали устанавливать елки и проводить детские праздники в большинстве домов всех слоев городского населения.

Е. В. Душечкина

Обычай этот наконец был принят и купеческими семьями. Воспоминания о елках выходцев из купеческих семей свидетельствуют о таком же восторженном отношении к ним детей, какое известно по мемуарам людей из среды «образованной интеллигенции».

Рождественская благотворительная елка

Несмотря на сопротивление местных церковных властей, стали повсеместно проводиться елки и в сельских школах. В их защиту выступил писатель В. В. Розанов. Нормой становится и устройство по городам общественных елок для детей (без различия сословного звания и состоятельности родителей).

Широкое распространение получили благотворительные елки для бедных детей. Они организовывались как разного рода обществами, так и отдельными благотворителями. Проведение «елок для бедных» в народных домах и детских приютах всячески пропагандировалось и поощрялось. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели. После их смерти традиция этих елок была продолжена.

Елка в годы Первой мировой войны

В годы Первой мировой войны елка – символ, связывающий незримой связью временно или навсегда разлученных членов семей; напоминает детям об отце, женам – о муже, сестрам – о братьях, оторванных от родного дома.

Мне елка говорит о тех, кто так далек,
Кто золотых орехов к веткам не подвесил,
Цветных свечей в Сочельник не зажег,
Но кто в святую ночь был чист и детски весел.

Мне елка говорит о тех, что ждут от нас
Не жертв и подвига, не громких слов и лести,
А только одного: чтоб были каждый час
Мы сердцем с ними вместе.

Елка в первую мировую войну
Я и праздничка дождался
И безъ елки не остался [Изоматериал] : почтовая карточка.
(А. А. Лавров, между 1914 и 1917 гг.)
Источник: Виртуальные выставки

Обилие в газетах и журналах рассказов о праздновании Рождества в действующей армии с 1915 г. становится характерной чертой прессы. В иллюстрированных еженедельниках регулярно печатаются фотографии, на которых засняты солдаты, празднующие Рождество с установленной в землянке или в окопе елочкой, а сюжет “елки в окопах” становится одним из самых распространенных.

Но было и другое. Война с Германией, напомнив о немецком происхождении обычая, неожиданно спровоцировала, казалось бы, навсегда утихшие «антиелочные» настроения. Теперь они проявлялись как в резких выступлениях против елки в печати, так и в запретах на устройство елки в учреждениях. Существенных результатов эти акции не имели. Елка к этому времени уже слишком прочно укоренилась на русской почве.

Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий