Елка в России на рубеже XIX–XX веков
К концу XIX в. елка так вписалась в домашний праздничный интерьер и в рождественский городской пейзаж, что стала обычным явлением.
Елка в настоящее время так твердо привилась в русском обществе, что никому и в голову не придет, что она не русская.
В. В. Розанов
Более того, в начале XX в. елка стала восприниматься как народный обычай. Праздник Рождества, долгое время отмечавшийся в России как сугубо религиозное торжество, вышел за пределы церкви и превратился в светский праздник, в котором центральное место заняла елка.
Заготовка елок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Елки продавали всюду. Деревья предлагались на любой спрос и вкус. Продавались как искусственные елки-крошки с бумажными цветами, так и лесные красавицы от мала до велика.
Елка у каждого своя
Бедняки покупали маленькие дешевые елочки на деревянных крестиках, увешанные бумажными цепями, и уносили их домой под мышкой. Большие елки развозились по домам на извозчиках или же разносились нанятыми за четвертак босяками.
Все реже теперь готовили елку в тайне от детей. Дети посещали елочные базары; наблюдали за тем, как елку вносили в дом; видели, как она (еще не оттаявшая) лежала в сенях или же в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; смотрели как расправлялись ее ветви; чувствовали, как она начинала источать хвойный и смоляной запах. Дети видели елку, когда она стояла в помещении «еще пустая», но уже преображенная, уже «другая, чем на рынке».
Рождество входило в дом накануне Сочельника. Наслаждались елкой и по прошествии нескольких дней после Рождества, в период между Новым годом и Водосвятием. В каждом доме была своя елка и празднество приобретало свой размах. Как говорится, “по доходу и расход”. К слову сказать, сведений о елках в городских семьях среднего и малого достатка не так много.
Однако, судя по количеству продаваемых перед Рождеством деревьев, по информации в газетах, по фотографиям в журналах и, наконец, по литературным произведениям можно утверждать, что к рубежу XIX-XX веков начали устанавливать елки и проводить детские праздники в большинстве домов всех слоев городского населения.
Е. В. Душечкина
Обычай этот наконец был принят и купеческими семьями. Воспоминания о елках выходцев из купеческих семей свидетельствуют о таком же восторженном отношении к ним детей, какое известно по мемуарам людей из среды «образованной интеллигенции».
Рождественская благотворительная елка
Несмотря на сопротивление местных церковных властей, стали повсеместно проводиться елки и в сельских школах. В их защиту выступил писатель В. В. Розанов. Нормой становится и устройство по городам общественных елок для детей (без различия сословного звания и состоятельности родителей).
Широкое распространение получили благотворительные елки для бедных детей. Они организовывались как разного рода обществами, так и отдельными благотворителями. Проведение «елок для бедных» в народных домах и детских приютах всячески пропагандировалось и поощрялось. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели. После их смерти традиция этих елок была продолжена.
Елка в годы Первой мировой войны
В годы Первой мировой войны елка – символ, связывающий незримой связью временно или навсегда разлученных членов семей; напоминает детям об отце, женам – о муже, сестрам – о братьях, оторванных от родного дома.
Мне елка говорит о тех, кто так далек,
Кто золотых орехов к веткам не подвесил,
Цветных свечей в Сочельник не зажег,
Но кто в святую ночь был чист и детски весел.
Мне елка говорит о тех, что ждут от нас
Не жертв и подвига, не громких слов и лести,
А только одного: чтоб были каждый час
Мы сердцем с ними вместе.
Обилие в газетах и журналах рассказов о праздновании Рождества в действующей армии с 1915 г. становится характерной чертой прессы. В иллюстрированных еженедельниках регулярно печатаются фотографии, на которых засняты солдаты, празднующие Рождество с установленной в землянке или в окопе елочкой, а сюжет “елки в окопах” становится одним из самых распространенных.
Но было и другое. Война с Германией, напомнив о немецком происхождении обычая, неожиданно спровоцировала, казалось бы, навсегда утихшие «антиелочные» настроения. Теперь они проявлялись как в резких выступлениях против елки в печати, так и в запретах на устройство елки в учреждениях. Существенных результатов эти акции не имели. Елка к этому времени уже слишком прочно укоренилась на русской почве.