Как елка в России стала культовым деревом

Времена года

Антирождественская кампания и елка в советской России

Со второй половины 1920-х гг. началась борьба с «религиозными предрассудками». Это в конце концов и решило судьбу елки. Если 24 декабря 1926 г. на первой странице «Вечерней Москвы» еще была помещена фотография елочного базара в Охотном ряду, то через год началась плановая систематическая антирелигиозная работа, которую стали проводить в каждой губернии.

В борьбу с религией вступили не только органы центральной периодической печати, но и местные издательства и организации. К примеру, в 1927 г. в Туле была напечатана брошюра с детально разработанной программой проведения антирелигиозной пропаганды в рождественские дни.

В ней устанавливались сроки кампании; предлагались тезисы докладов, в которых праздник Рождества противопоставлялся годовщине Октября (например, «Рождество спасителя и 10 лет Октябрьской революции»); печатались лозунги для антирождественской пропаганды. В дни самых больших христианских праздников – Рождества и Пасхи – борьба с церковными предрассудками должна была проводиться особенно ожесточенно, поскольку считалось, что именно в эти дни «религиозная пропаганда» со стороны церкви наиболее действенна.

Долой елку
Дети против елки?!
Источник: www.culture.ru

Был даже создан союз безбожников, который в 1928 г. насчитывал 123 тыс. членов. Но и он был признан недостаточно эффективным. Антирелигиозная работа, как казалось властям, не приносила нужного результата. Все чаще высказывались мысли о необходимости ужесточения борьбы с Церковью.

День Рождества стал рассматриваться не только как религиозный праздник, но и как праздник спаивания народа. «Рождественскому пьянству» решено было положить конец.

Рождество было объявлено не только религиозным пережитком, но и праздником капиталистического лагеря, во время которого «сильные мира сего» обманывают, подкупают и спаивают пролетариев.

В прессе писали о том, что за рубежом капиталисты устраивают «для рабочей детворы» «даровые елки», где дамы-благотворительницы угощают детей конфетами, «приобретая такой дешевой ценой право держать пролетарскую детвору в остальное время года на голодном пайке».

Год великого перелома

В апреле 1929 г. прошла XVI партийная конференция. Этот год получил название «года великого перелома». Конференция утвердила новый режим работы – ввела пятидневку или непрерывную рабочую неделю. Строго говоря, был введен новый производственный календарь. В его основу была положена «разумная и правильная организация трудового времени». Календарь отменял церковные праздники, в результате чего день Рождества превратился в обычный рабочий день.

Непрерывный рабочий год и пятидневная рабочая неделя не оставляют больше места для религиозных праздников… В этом году впервые рождественские дни являются обычными трудовыми рабочими днями…

Газета “Правда”, 1929

Т. е. с этого года никакие прогулы, никакое ослабление работы «на фронте социалистического строительства» в рождественские дни теперь не допускались. 25 декабря 1929 г. стало днем первого Рождества в условиях «непрерывки». Понятно, что вместе с Рождеством отменялась и елка, уже прочно сросшаяся с ним.

Была елка немецкой, стала – буржуазной

Заметьте, елка, против которой когда-то выступала Православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. В борьбу за отмену елки включились печатные издания и советские активисты. Центральные газеты обличали партийное и комсомольское руководство городов и сел, в которых продавались и устраивались елки; писатели ополчились на елку как на «старорежимный» религиозный обычай; детские журналы осуждали и высмеивали детей, мечтающих о елке и т. д.

Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир – не светятся ли где-нибудь огни елок. В школах, вместо праздников елки, в порядке борьбы с Рождеством и елкой на Новый год стали проводиться «антирождественские вечера». Все также инсценировались высмеивающие попов и церковь пьески, пелись антирелигиозные сатирические куплеты и декламировались соответствующие теме вечера произведения.

Любопытно характерное для антиелочной кампании, захватившей и детскую печать, совмещение двух мотивировок отказа от обычая устраивать елку. Первая – праздник детской елки отвергается как церковный обычай («поповский»), а вторая – необходимо защитить и сохранить леса. Так борьба «с порубкой елок» соединилась с антирелигиозной агитацией. Более того, в новых условиях в очередной раз на повестку дня в связи с елкой был вынесен вопрос защиты лесов. Ничего не припоминаете?

Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий