Наибольшее число метеорологических и хозяйственных примет дают три Спаса, Успение и Иван Предтеча (Иван Постный). Первый Спас – на воде стоят, Второй – яблоки едят, Третий Спас – хлеб припасают (холсты продают).
Первый Спас (малый, медовый, мокрый, на водах)
Праздник православного календаря, установленный 1 августа / 14 августа (ст. ст. / нов. ст.). Отмечается Православной церковью в память о знамении от трех христианских святынь: Животворящего Креста Господня (т. е. креста, на котором был распят Иисус Христос), образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.
По церковной легенде, эти три святыни помогли одержать победу византийскому императору Мануилу над язычниками-сарацинами и Андрею Боголюбскому во время завоевательного похода к волжским булгарам в 1164 году. Кроме того, этот праздник был связан с Крещением Руси Владимиром Крестителем 1 августа 988 года.
В этот день в церкви проходит торжественная служба Всемилостивому Спасу и Кресту. Выносили крест, а также устраивали водосвятие (иордань) на реке. Благодаря последнему праздник и получил название Спас на водах, или Мокрый Спас.
Как отмечали Первый Спас в народе
По народной традиции отмечался как день, в котороый можно очиститься от грехов, защитить себя от болезней, дурного глаза и несчастий. Для этого нужно приложиться к Животворящему Кресту Господню или окунуться после водосвятия в реку. “На Спаса в ердани купаться – незамоленные грехи простятся”. Святой водой в этот день старались также предохранить от болезней домашний скот. На берег реки пригоняли лошадей, которых священник после водосвятия окроплял святой водой. Коров и телят загоняли в реку, чтобы защитить их от Коровьей Смерти.
Первый Спас считался также днем, когда можно было снимать мед в ульях (подрезать соты). Часть меда каждый пчеловод относил в церковь для освещения. После освещения всем разрешалось разговляться медом. Во многих южных губерниях России в этот день освещали созревшие и убранные крестьянками хлеба. Женщины плели венки из колосьев пшеницы или ржи и относили их в церковь.
Происхожденьев день
Семь святых мучеников Маккавеев
Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. С этой целью он распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).
Семь мучеников Маккавеев / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
На Маккавеев день собирали мак. Сбор мака, скорее всего, мотивировался народным осмыслением имени Макковеи (как звуковая ассоциация с маком). Собранный мак также освящали в церкви. Его считали верным средством против ведьм. Чтобы козни ведьм не подействовали, обсыпали дом диким маком.
Первый Спас – проводы лета
Первому Спасу придается большое значение не только в хозяйственном, но и в метеорологическом отношении. С ним связывают заметное похолодание воды в реках и озерах, выпадение холодных рос и начало отлета птиц.
- Спасовка -лакомка.
- На Первый Спас макай в мед ножи.
- На Первый Спас и нищий медку попробует.
- Спас – всему час.
- С первого Спаса – холодные росы.
- Отцветают розы, падают холодные росы.
- На первый Спас олень копыто обмочил.
- Олень в воду вошел – купаться более нельзя (новгород.).
- Пришел Спас – бери рукавицы про запас; там уж пойдут холода (вят.).
- У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье.
- От Первого от Спаса накопит и мужик запаса.
- Дождь на Маковея – мало пожаров будет.
- Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т. е. кто вовремя или раньше других уберется в поле).
- На Первый Спас паши под озимь, сей рожь.
- До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас – засевать.
- Когда хлеб сеешь в погоду, больше родится приплоду.
- В сырую погоду и в дождь не должно сеять ржи; как обмочило оглобли, так и поезжай домой (воронеж.).
- Если во время созревания малины первые ягоды крупные, то рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах средний или поздний посев лучше (воронеж.).
Второй Спас (Яблочный)
На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Как говорят в народе, ласточки отлетают в три Спаса, т. е. 14, 19 и 29 августа (нов. ст.). Первый Спас – Медовый, Второй – Яблочный, Третий – Спожинки. Второй Спас совпадает с праздником Преображение Господне. Преображение Господне – двунадесятый праздник православного календаря, установленный 6 августа / 19 августа (ст. ст. / нов. ст.).
Третий Спас (Ореховый. На полотне. Нерукотворный)
Третий Спас – праздник православного календаря, установленный 16 августа / 29 августа (ст. ст. / нов. ст.). Отмечается Православной церковью в память о перенесении в Константинополь из месопотамского города Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. По древнему преданию, в этот день властитель Едессы Авгарь исцелился от проказы, приложившись к полотенцу, которым Иисус Христос отер лицо и на котором отпечатался Его лик (нерукотворный образ). Отсюда и названия праздника (Спас на полотне, Спас Нерукотворный, Спас на холсте, Холщовый).
Третий Спас в народе
Русские люди довольно своеобразно интерпретировали этот церковный праздник. Во многих селах, особенно в тех, где было развито тестильное ремесло, устраивали ярмарки, на которые отовсюду везли ткани домашнего и кустарного производства. Считалось, что торговля в этот день будет прибыльной.
С этого дня разрешался сбор лесных орехов и можно было печь пироги из муки нового урожая.
- Третий Спас хлеба припас.
- Хорош третий Спас – зимой будет квас.
- Кто когда хочет, а журавль к третьему Спасу отлетает.
- Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на Покров (1/14 октября) буде мороз, а нет – зима позже.
Источники:
- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил.
- Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия).
- О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
- Семь мучеников Маккавеев / Православие.Ru (pravoslavie.ru)