Рождество (Рождество Христово)

Рождество Времена года

Рождество (Рождество Христово) – великий двунадесятый праздник православного календаря, установленный 25 декабря / 7 января (ст. ст. / нов. ст.). В России Рождество всегда было важной датой как христианского, так и народного календаря. Эта статья о том, как праздновали и празднуют Рождество в России.

Двунадесятые праздники – двенадцать наиболее почитаемых православных церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Пасха – Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. Рождество Христово по своей значимости стоит на втором месте после Пасхи. Праздник установлен Церковью в воспоминание Рождества Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии в Вифлееме Иудейском. Значимость его для всех верующих людей объяснялась тем, что рождение Сына Божьего давало людям надежду на спасение.

По народному календарю этот день является днем зимнего солнцеворота. Именно с него начинается пробуждение солнца после его длительного зимнего сна. Возрождение непобедимого солнца знаменовало собой не только уход старого, но и встречу нового солнечного года.

Событие это праздновалось народом двенадцать дней с Рождества Христова до Крещения Господня (Святые дни или Святки). Русские люди поклонялись Иисусу Христу как “Солнцу правды”, о чем пели в рождественской молитве.

Рождественский сочельник

Праздник Рождества Христова (7 января нов. ст.) предваряет собой сорокадневный Рождественский пост (28 ноября – 6 января нов. ст.).

Называется он также Филипповым постом, потому что начинается на другой день после дня памяти апостола Филиппа (27 ноября нов. ст.).

Рождество Христово

По церковным канонам Рождественский пост считается строгим, а канун праздника проводится в особо строгом посте.

День перед Рождеством (6 января) называется Рождественским Сочельником (или Сочевником), так как по церковному уставу в этот день полагается есть сочиво или пшеницу с медом. Это единственная пища постящихся в Сочельник и едят ее только после литургии, которая соединяется с вечерней.

Двунадесятые праздники православного календаря

Пасха (Светлое Христово Воскресение) — самый главный христианский праздник.

Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Сочиво готовят из вареных или пропаренных зерен злаковых культур (как правило, из пшеницы или риса). Кстати, единого правила приготовления сочива нет. В каждой местности его готовят по-своему. Например, в южных регионах России сочиво готовится из распаренных в меду сушеных плодов и ягод.

Праздник Рождества Христова – семейный праздник, но начинается он не с праздничного застолья и подарков, а с прослушивания Всенощной в церкви.

Как следует встречать Рождество Христово

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днём раньше – в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром – вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов), Рождество Христово

Разумеется, городским жителям выполнить эти правила проще, потому что в любом городе есть, как минимум, один храм.

Как праздновалось Рождество в деревне

Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Деревенские не всегда могли добраться до храма, потому что церкви зачастую располагались вдали от деревень. К тому же зимой дороги часто заметало снегом. Да и служба длилась долго, и возвращение домой также было долгим и трудным. Поэтому в крестьянских семьях молились в эту ночь перед домашними иконами.

Рождество отмечалось двумя трапезами. Первая трапеза проходила в сочельник, накануне Рождества, а вторая непосредственно в Рождество.

Трапеза в Рождественский сочельник

Трапеза в Рождественский сочельник начиналась с появления на небе первой вечерней звезды. Чтобы не пропустить это событие, хозяин дома выходил во двор. Увидеть звезду из окна считалось плохим предзнаменованием (не к добру).

Рождественская ёлка

С появлением первой звезды хозяин заходил в дом и читал молитву. Все члены семьи крестились и принимались за трапезу.

На стол подавали блины или оладьи с медом; постные пироги с грибами, картофелем или кашей; сочни (пресные пирожки) с ягодами; а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами.

Все блюда были ритуальными и подавались на стол в самые важные моменты семейной жизни: на свадьбу, родины; поминки и поминальные дни.

Трапеза Рождественского сочельника заканчивала Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она как бы повторяла скромную трапезу Святого семейства в ночь рождения Иисуса Христа.

Приход в дом посторонних людей во время трапезы, мягко говоря, не одобрялся. Причем это касалось не только чужих людей, но и близких родственников, проживающих отдельно. Мало того, в некоторых деревнях считалось, что такие визиты могут принести дому несчастье.

А вот танцевать и играть на свежем воздухе в Сочельник, особенно вокруг елки, считается хорошим обычаем. Считается, что таким образом можно предотвратить неудачи и болезни в течение следующих 12 месяцев.

Трапеза в Рождество Христово

Вторая трапеза начиналась после окончания всенощной. Богатый и разнообразный обед состоял из множества мясных и молочных блюд. Подавали мясо, студень, заливную рыбу, гуся или утку с яблоками. Пекли пироги с мясом, птицей, потрохами и яйцами. Ко всему прочему на столы выставляли пиво, брагу и вино.

Удивительно, сколько разных суеверий существует у православных христиан. И это несмотря на то, что Церковь не только не одобряет, но и обличает народные суеверия. Тем не менее они продолжают существовать.

  • Как только часы пробьют двенадцать, глава семьи должен открыть дверь или окно. Делается это для того, чтобы впустить в дом Рождество, а вместе с ним и счастье, и удачу, и благополучие.
  • Рождество нельзя встречать в будничной одежде – к бедности (к неурожаю). Как говорится, “На Святой вечер рубаха хоть плохонька, да беленька; на Рождество – хоть сурова, да нова.”
  • Если на Рождество первым порог дома переступит темноволосый человек, то он принесет в дом счастье. Некоторые темноволосые члены семьи специально выходят и входят в дом после полуночи.
  • Если загадать желание в Рождественскую ночь, то оно обязательно сбудется.
  • Дети, рожденные на Рождество, приносят счастье и удачу всем членам семьи.

Рождественская елка

Как утверждают историки, первые упоминания о рождественской елке появились в 1419 году. Во Фрайбурге (Германия) местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками и оставили его детям на «разграбление» в Новый год.

В России первые рождественские елки появились в начале XIX века, в немецких домах. К середине XIX столетия елки появились в богатых русских домах. Лишь к концу века рождественская ель прижилась в народе. К слову сказать, хвойными ветками в России украшали и все еще украшают свежие могилы. Пожалуй, подрастающее поколение об этом даже не знает. Как бы то ни было, о елке в России надо рассказывать отдельно и подробно, ее история очень интересна и противоречива.

Рождественские обряды

Рождество в России повсеместно отмечалось славлением Христа, но в некоторых губерниях был также распространен и обряд посевания изб. Оба обряда представляли собой праздничные обходы крестьянских дворов в Рождественские дни с поздравлениями и пожеланиями благополучия. Обход совершался небольшими группами детей, молодежи, взрослыми мужчинами и женщинами.

Благодарные хозяева раздавали им печенье в виде домашних животных и птиц (“козульки”, “коровки” и пр.) Печенье пекли в сочельник.

Обряды исполняли для того, чтобы обеспечить благополучие в наступающем солнечном году; уберечь от бед и несчастий дом, семью и скот. В Рождественский сочельник также начинали колядовать и гадать о судьбе.

Природные приметы на Рождество

С праздником Рождества, как и с любым другим переломным днем народного календаря, связано много природных примет.

  • На Рождество и солнце играет.
  • Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников – к обильному урожаю хлеба.
  • Снега глубоки, так травы хороши и хлеб.
  • Сугробы высоки набило – к хорошему году.
  • Если в этот день тепло – весна будет холодная.
  • Если метельная ночь, пчелы хорошо роиться будут.
  • В ночь звезд густо – густо и ягод будет, если редко звезды, то мало и ягод уродится.
  • Если на небе много звезд, то можно ждать богатого урожая гороха.

Источники:

  • Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). – (Русская энциклопедия).
  • Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. – М.: Современник, 1992. – 127 с.
Поделиться с друзьями:
Аватар
Наталья Володина
Личное Пространство
Добавить комментарий